29.01.2016  11:54   

Оказывается, реки Лопань и Харьков не были судоходными никогда (ФОТО)

Есть и такая версия, что ни Лопань, ни Харьков никогда не были судоходными, максимум, что они могли себе позволить – это лодки и маленькие баркасы.


Городской Дозор
Пойма реки Лопань, промышленный район

Ну, еще по реке Лопань когда-то ходил маленький корабль со звучным именем «Ласточка». Прикол в том, что ходил он – по максимуму – на расстояние аж в два километра.

Вот Северский Донец до недавнего времени был судоходным, сейчас уже нет, вернее, судоходство на нем возможно, но только в строго ограниченных местах.

В описании Харьковского наместничества 1785 года указывалось, что во время войны с Оттоманской Портой на байдарах из Змиева на устье реки Дон поставлялись провиант и другие припасы.

Филарет (Гумилевский) в Историко-статистическом описании Харьковской епархии неоднократно упоминает казацкую пристань у города Изюма, а также привел донесение (от 5 марта 1728 года) полковника Григория Квитки фельдмаршалу Голицыну о службе казаков Харьковского полка, и десять из них охраняют под Изюмом байдары (будары) и байдарные припасы.

Но уже с 1760-х годов на Донце появляются мельничные плотины, которые «… возвысили и засорили дно реки, а берега покрыли водою, и потому судоходству быть не способно…». Так с восемнадцатого века судоходство начало хиреть.

В экономическом примечании на Изюмский уезд за 1804 года также говорится: «судового хода и гонки лесов за мельничными плотинами не бывает».

Ничего не говорит о судоходстве по Донцу и путешествующий к Торским соляным промыслам в 1774 года академик Гильденштедт.

В начале XIX столетия Таганрогский градоначальник генерал от инфантерии Дашков составлял компанию для построения судов на Донце. В 1804 и в 1806 году Слободско-украинский губернатор Бахтин рапортом в Департамент водяных коммуникаций доносил, что судоходства по рекам губернии нет, а единственной способной к этому рекой является Северский Донец.

Хотя чтобы судоходство вновь стало реальным, к Донцу надо приложить определенные усилия в сугубо коммерческом плане. Например, расчистить его во множестве мест.

А вот ловля осетра в реке Лопань была в 17 веке обычным делом. Потом из-за того, что леса вокруг Харькова очень сильно пострадали (из-за стройки домов в самом городе), Лопань измельчала, и осетры перестали в ней водится.

А еще до войны в реку Уды в Харькове упал целый состав с зерном. Когда его наконец достали, то в одном из вагонов обнаружили целого сома!

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати
 
 
 
 

В этот день