18.04.2012  18:15   Андрей Свиденко

Как фонд Авакова орган для Харькова покупал

Как меценат, Арсен Аваков сошел с благотворительной дистанции на половине пути. Как государственный чиновник, он дело восстановления Харьковской областной филармонии решительно «завалил».


// dozor.kharkov.ua
Старая Харьковская опера до реконструкции
Сегодня в новом органном зале Харьковской филармонии строительные работы выходят на финишную прямую и уже можно оценить вклад каждого в это важное дело. Арсен Аваков в начале своей губернаторской карьеры определил для себя две «культурные» задачи: как государственный чиновник обязался капитально обновить областную филармонию, а как меценат пообещал купить для нее новый, более совершенный орган.
Амбициозный проект превращения старинного здания харьковской оперы на улице Рымарской в филармонию с современными концертным и органным залами оценивался первоначально в 100 млн. грн. Губернатор Аваков обещал найти необходимые средства и завершить реконструкцию в 2007 году (позднее срок продлевали до 2009-го, затем до января 2010 года).
Но тогдашняя областная администрация сорвала все сроки реконструкции и не смогла обеспечить необходимое финансирование и организацию работ. На реконструкцию в 2007-2008 гг. только из госбюджета выделялось 45 млн., а в кризисном 2009-м запланированные 22 млн. не поступили.  ХОГА хронически не выполняла взятые обязательства, в 2008 – 2009 гг. инспекцией ГАСК в реконструкции филармонии были вскрыты нарушения строительных норм, обнаруживалось неэффективное использование бюджетных средств и финансовые нарушения. Рабочие на объекте, бывало, месяцами не получали зарплату.
Крайне негативно повлияли на работы в филармонии и постоянный конфликт А. Авакова с областным советом, и президентские выборы с неудачным для его политической команды результатом. В результате, и период реконструкции, и объемы затрат выросли вдвое – втрое. Новая областная власть и Кабинет министров вынуждены были приложить значительные усилия, чтобы харьковский долгострой наконец-то приблизился к своему завершению. Областной бюджет, например, на реконструкцию филармонии только в 2011 году выделил 95 млн. грн. (почти столько же планировалось потратить на все работы изначально). На текущий год государственный бюджет предусмотрел выделение более 50-ти миллионов гривен на завершение реконструкции.
 Филармония и закупка для нее новенького органа долгое время были излюбленными темами заявлений бывшего губернатора. Для благотворительного фонда «Ренессанс», созданного Аваковым в 2005 году, новый орган долгое время был приоритетным проектом. Проводились благотворительные аукционы для сбора средств – первый из них в 2005 году, как было объявлено, собрал взносов харьковчан на 7.8 млн. Но через полтора года выяснилось, что около 2 млн. из них так и не поступили на счета фонда. Татьяна Гавриш, которая тогда руководила «Ренессансом», предположила, что это могло произойти, потому что участники первого аукциона сомневались, что все деньги дойдут до адресата. 
Харьковский орган? Внимание: следите за руками!  Фото: renessans.org
На эти и иные пожертвования были, надо полагать, проведены обещанные «Ренессансом» профессиональные экспертизы инструмента и оплачен первый взнос его производителю – немецкой фирме «Aleksander Schuke». Но в 2010 году ситуация сложилась критическая. Орган фактически был готов, но обещанный для него Аваковым зал отсутствовал, а в сентябре «Ренессанс» не перечислил немцам очередной транш оплаты (более 255 тыс. евро) именно из-за неготовности помещения (по контракту якобы после оплаты орган должен быть незамедлительно размещен в новом зале). Виноватым в фонде назвали М. Добкина, который за полгода своего губернаторства как-то не успел достроить то, что А. Аваков «строил» предыдущие пять лет.
«Увы, все сроки строительства нового органного зала Харьковской филармонии сорваны, – заявила 29 апреля 2011 года вице-президент фонда Людмила Белова, – А строительство финансирует Харьковская облгосадминистрация. Другими словами, необходимо спросить у Михаила Добкина, почему Харьковская область так и не выполнила свои обязательства перед всемирно известной фирмой «Александр Шуке?». Спросить-то можно, только не Авакову с Беловой, которые трудились в этой самой администрации в 2005-2010 гг. и должны были довести до ума реконструкцию филармонии в силу своих служебных обязанностей.
Весной 2011 года, как заявил директор филармонии Юрий Янко, фирма-производитель стала угрожать штрафными санкциями за то, что филармония не оплачивает орган и не забирает его. «Ренессанс» в ответ благородно обиделся и вообще разорвал договор с филармонией, фактически отказавшись от своих обязательств полностью оплатить новый орган.
По состоянию на апрель 2012 года, из 1.2 миллиона евро контрактной стоимости нового органа, по словам заместителя директора филармонии Олега Орищенко, БФ «Ренессанс» оплатил менее половины – 585 тысяч евро. Оставшаяся часть суммы выплачивается из средств бюджета, а 435 тысяч евро уже перечислены.
Любопытно, что на сайте «Ренессанса» в рубрике «Про фонд» и в материале к его 6-летию уже ни слова не упоминается про орган и филармонию (кроме покупки для неё музыкальных инструментов). Задекларированная фондом цель – «строительство и установка большого концертного органа» выполнена менее чем наполовину и более этих благотворителей не интересует.
Как меценат, Арсен Аваков сошел с благотворительной дистанции на полдороги. Как государственный чиновник, он дело восстановления Харьковской областной филармонии решительно «завалил». Но как политик, пытался использовать эту тему максимально.
В 2005 году, когда малоизвестный тогда харьковчанам Аваков, внезапно ставший губернатором волей президента Ющенко, только искал популярности, он фонтанировал красивыми проектами. Позднее рутинная административная работа погасила его энтузиазм (вместе с исполнением служебного губернаторского долга). Войны с областным и городским советами интересовали А. Авакова значительно больше реконструкции объектов культуры. После увольнения с должности председателя областной администрации какое-то время тема органа казалась Авакову привлекательной для политического пиара. Этот период отчего-то совпал с подготовкой к последним местным выборам 2010 года.
После поражения на выборах необходимость рекламирования собственного меценатства филармонии для А. Авакова, видимо, отпала. И дело, вероятно, не в деньгах: нашлись бы в «Ренессансе» необходимые 600 с небольшим тысяч евро, просто стало очевидным, что заслуги в восстановлении филармонии уже никоим образом приписать себе не получиться. С изменением политической ситуации и орган автоматически потерял для А. Авакова какое-либо значение.
 
 

 

 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 

Материалы по теме

 
29.02 Аналитика Андрей Руденко не виноват
 
 
 
 
 

В этот день