Улица Клочковская в Харькове до 40 годов прошлого века на одном из участков делала крутой изгиб.
Раньше, в 1940 годах, она проходила по тому мостику, где и сейчас ходит трамвай – недалеко от завода пищевых кислот.
Затем в середине 20 века здесь построили шикарную дамбу, которая разделила гигантский овраг на две части.
А улицу Клочковскую проложили прямо наверху дамбы. Одновременно построили новую плотину на Алексеевском водохранилище, улицу еще выровняли, словом, привели все это в нормальный вид.
А трамвай переносить не стали. Что было в головах людей в то время – непонятно. Скорее всего, для трамвая не нашлось больше места на дамбе. Жаль, тогда бы это выглядело… как бы попорядочнее с точки зрения всего ансамбля.
С другой стороны, а если бы трамвай перенесли, и он бы упал с обрыва? Вместе с пассажирами? Нет, такого нам не надо, посчитали архитекторы.
Существует и такая версия: жил в этом месте один «творец пищевых кислот», проще говоря, один из очень ответственных работников на заводе. И был он настолько знаменит, что просто пришел или позвонил в контору архитекторов и сказал: трамвай не переносить! А то мне лень после работы добираться до него. И всем работникам тоже! Ведь машины были роскошью, особенно после войны.
Архитекторы вняли «ответственному работнику», и не стали переносить трамвай.
Есть и еще более негативная версия. По ней, на заводе производились не только пищевые кислоты, а самое настоящее химическое оружие против немцев. Более того, оружие производилось и после того, как немцев разбили. И вывозилось оно при помощи трамваев – грузовых.
Мы в эту байку, конечно, не верим.
Кстати. warfly.ru/?lat=50.002374&lon=36.207279&z=17
Тут, на старой фотосъемке, видно, как проходила улица в 40-х годах прошлого века и где было само водохранилище.