Карповский сад расположен между районами Харькова с историческими названиями Карповка и Новоселовка.
Известный этнограф Сумцов называет Карповский сад, наряду с Университетским, главными харьковскими садами.
Он пишет, что в 19 веке, благодаря временному закрытию Университетского сада, сама собой стала задача разведения садов в различных частях города, а также упорядочивание уже существующих городских садов и скверов, в особенности Карповского сада. Так пишет сайт lifekharkov.com (Жизнь в Харькове).
Около двухсот лет назад Холодная гора были поросшей непроходимым лесом, служившим убежищем для татарских наездников и харцызов (запорожских разбойников), разорявших городскую крепость.
Со временем граница города расширялись, и на месте бывших окраинных лесов насадили плодовые деревья и обратили леса в душистые, роскошные и тенистые сады, тянувшиеся непрерывной чередой от Ивановки до Основы.
Братья Карповы, приезжие купцы, стали первыми харьковскими олигархами, удержав в своих руках власть и капитал. Они энергично захватывали или приобретали торговые точки в центре города и участки на окраине, а затем выгодно использовали как свою недвижимость, так и умноженный капитал.
Городское купечество было вынуждено считаться с ними, а приобретенными положением и уважением Карповы умело и вполне заслуженно пользовались – в 1808 году Федота Карпова избрали городским головой. В 1869 году Харьков начал строить железную дорогу, под которую городом безвозмездно была отдана часть земель, предварительно выкупленных у землевладельцев.
Одними из первых владельцев, оформивших выгодную сделку, конечно же, были купцы Карповы. Они очень выгодно продали городу в 1867 году почти весь свой сад с источниками, с тем условием, чтобы за ним было сохранено название «Карповский сад» – оно и поныне сохранено.
В то время Карповский сад был роскошным. От входа в сад со стороны Сериковской улицы к большой поляне тянулась длинная аллея, частично сохранившаяся до сих пор. На поляне была построена гостиница, карусели, качели.
В те годы сад арендовал Лаврентьев, известный изобретатель различных аттракционов. В праздники имели место всевозможные лаврентьевские затеи, морской бой на реке и прочие грандиозные молодежные развлечения. Глухой ночной порой гуляющая публика безбоязненно возвращалась домой – в то время в этой части города не было криминала, и сад отличался абсолютной безопасностью.
Но время меняется, а вместе с ним меняются и нравы, и сады.
В 1869 году в Карповском саду прорубили ту большую просеку, которая разделила его на две практически равные части и отрицательно сказалась на ближайшей к ней густой растительности, вследствие осушения грунта.
Первый железнодорожный поезд привез с собой некоторый прогресс и богатство, но, к сожалению, увез много хорошего из Харькова, увез в бесконечные дали залопанские сады, чистый воздух, дешевизну жизни и простоту нравов.
Хоть Карповский сад и был основательно покалечен железной дорогой, даже «обломками» его можно было бы рационально пользоваться, однако город воспользовался лишь нижним садом, устроив на одной из его половин питомник.
Городское управление по отношению к верхнему саду оказалось плохим хозяином, поскольку оставило его на управление городского варварства – воровитого, пьяного и грубого — а между прочим, это была лучшая часть сада, и, если бы ежегодно к ней прилагался необременительный труд, вкладывались бы несколько сотен рублей для охраны и расчистки, то этот сад был бы любимым местом отдыха всей юго-западной части Харькова, благодаря его превосходным видам и чистому воздуху с ароматом сосны.
Еще в 1871 году была избрана комиссия из 4 человек (В. Г. Вольнер, И. А. Сливицкий, А. И. Ковальчуков и Е.Ф.Шмальцен) для разработки проекта реконструкции городского сада и озеленения его деревьями. Неизвестно, что же все-таки сделала эта комиссия, но вопрос о реконструкции городского сада был снят с очереди на долгие и долгие годы.
Выше упоминалось, что город вместе с садом купил у Карповых два источника, имевших огромное значение для водоснабжения. Например, из одного источника каждый день выбирали около 40 тысяч ведер воды, тогда как суточное потребление воды городом составляло 100 тысяч вёдер. В 1878 году, при строительстве водопровода на Карповских криницах, являвшихся основными поставщиками воды, выстроили насосную станцию с двумя паровыми машинами.
Рядом с источником сделали здание Харьковского водопровода, сегодня это — КП «Вода».
После Октябрьской революции Карповский сад восстановили, благоустроили и сделали Парком культуры и отдыха медицинских работников, построили горки, кафе «Золотой ключик», деревянный детский домик, детские качели, летний кинотеатр, деревянные фигуры животных, осветили дорожки и выстроили стадион «Буревестник» (ныне Карповский сад — это парк-стадион завода «Свет шахтера»).
К сожалению, стадион пришел в упадок.
А на этом стадионе вышли в большой спорт много поколений футболистов, среди них легендарный харьковский форвард Николай Королев. В яру Карповского сада в советское время располагался стрелковый тир для огнестрельного оружия, оборудованный по всем правилам.
Зимой заливали ледяной каток, и большое количество людей каталось на коньках. В 1964 году в парке установили памятник Ленину, и даже сейчас, после развала Союза, к памятнику постоянно возлагали цветы.
Недавно памятник демонтировали.
Существует городская легенда о том, что, когда на месте летного училища была семинария, от нее вел подземный ход, начинавшийся в подвале главного здания семинарии и проходящий через весь Карповский сад, заканчиваясь выходом прямо возле реки Лопань по ту сторону железной дороги (которой на тот момент еще не было).
Не так давно был проведен блиц-опрос харьковчан о самых романтичных местах города – и что вы думаете — Карповский сад занял по результатам второе место после Зеркальной струи, обогнав таких «раскрученных» фаворитов как памятник Влюбленным, фонтан «Каскад» и террасный сквер.