Владимир Маяковский был чрезвычайно силен в биллиарде.
Доходило до того, что он отдавал своему сопернику два и больше шаров, чтобы у того была фора. Но Маяковский все равно почти всегда выигрывал. Почти.
Маяковский неоднократно приезжал в Харьков. Нравилось ему тут – с одной стороны, Харьков – купеческий город, с другой стороны – научный. А уж сколько студенчества шлялось по его центральным улицам – в то время только несколько городов в России могло похвастаться этим.
92 года назад, а конкретно, в январе 1924 года Маяковский декламировал в нынешней филармонии на Рымарской доклад «Про левый фронт искусств», сокращенно – «Про Леф».
А следующий день, по крайней мере, вечер, он отдал биллиарду. В Доме писателей на улице Каплуновской (потом она была переименована в Краснознаменную, недавно у нее снова поменялось название – теперь она стала называться благородным названием – улица Искусств) поэт сразился с писателями и поэтами из Харькова.
Он разбил писательскую братию в пух и прах. Под конец этого молодой, но уже знаменитый поэт Марк Йогансон рискнул сыграть с ним в «американку».
Непременным условием этого было то, что проигравший обязан был проползти под биллиардным столом, непрерывно кукарекая.
И Маяковский проиграл!
Дальше версии расходятся.
Писатель Юрий Смолич, бывший там «во плоти», утверждает, что Маяковский вместо этого предложил заменить «ползание» на рекламу пива Харькова, причем непременно в стихах, которые он сам же и придумает прямо здесь. Йогансону это льстило – еще бы, он обыграл самого Маяковского, поэтому он немедленно согласился.
По другой версии, Маяковский честно полез под стол, стал кукарекать… и застрял там намертво. Потом поэта выталкивали все, скопом.
Так или иначе, а выигрыш Йохансона сомнению не подлежит.
Маяковский напоказ шутил, что он проиграл в биллиард молодому поэту, но что делалось у него в душе – скрыто от посторонних глаз.
В другой раз он проиграл тенору, народному артисту СССР Сергею Лемешеву.
Вспоминает сам Лемешев, пишет сайт billiard-pyramid.com
«Как-то раз, выйдя на эстраду, я увидел его огромную фигуру. Маяковский стоял в стороне, прислонившись к входной двери и приготовившись внимательно слушать. Зная его прямой характер и неприятие сборных концертов, я не только почувствовал страшное смущение, а просто оторопел, не сразу решившись запеть.
И как же я был рад, когда на следующий день Маяковский сам подошел к ко мне, похвалил вчерашнее исполнение и пригласил меня сыграть с ним партию на бильярде!
Наслышавшись об его бильярдных рекордах, я предупредил, что буду плохим и скучным партнером: какой, право, интерес разбить противника в два счета! Владимир Владимирович ответил: «Ничего, я дам Вам вперед четыре шара». И мы пошли.
Он со страшной силой разбил пирамиду, предупредив, что проигравший полезет под бильярд и что-нибудь там споет.
Мне ничего не оставалось, как принять это условие. Затем Маяковский снял четыре шара, висевших над лузами, и положил их ко мне. Дальше, к моему полному изумлению, партия сложилась для него неудачно.
Случилось так, что почти после каждого удара он «подставлял» мне очередной шар, который я без труда забивал. В результате я выиграл и не успел опомниться, как Владимир Владимирович полез под бильярд и запел басом «Песню индийского гостя»!