Они тянутся от района Жуковского аж до Пятихаток.
Назначение их до сих пор остается неясным.
Всего на территории Лесопарка и Пятихаток было обнаружено на данный момент восемь шахт, пишет сайт sfw.so.
В разное время они были закрыты или открыты, все советские заграждения были срезаны и отправлены известно куда.
Затем входы в шахты начали закрывать бетонными плитами.
На сегодняшний день множество из шахт затоплено.
Первое, что приходит на ум – для Пятихаток эта система коллекторов очень большая.
Рассказывает старожил.
«Помню строительство этого хозяйства. Мощные кабели, провешенные от института до 3-й шахты по «обратной» классификации, непрерывный поток грузовиков, лебедочная система, отвальный бункер...
Хоть был мал, но в память как-то врезались не совсем обычные строители: аккуратненькие, как на подбор, подтянутые богатыри (не пьянь помятая), многие с бородами и хитрой ухмылкой. Которые шутливо отвечали на детские вопросы, а когда, гуляя с отцом, он им задал вопрос, то один из богатырей откровенно уклончиво, по обыкновению ухмыляясь, дал уже известный ответ — канализация!
(Вот каналья, ну разве маленькие Пятихатки могут столько фекалий производить??? – даже детскому уму было понятно!) Постройка каких либо очистных сооружений (или подготовки к ней) в направлении противоположном Харькову также не замечалось...
Считая по тюбингам (сделал это, когда шахта была еще открыта) ее глубина составляет 21 метр, диаметр 5,5 метров. Как-то в больнице сосед по койке, старый офицер ракетчик, сказал, что названные мной параметры шахты – стандарт для баллистических ракет шахтного базирования.
О происхождении двигателя на одном из пролетов могу рассказать, как свидетель.
Лет нам было по пятнадцать, дури в голове «большим аршином неизмеримо», и сделали мы экспедицию на Шахту. После спуска, закончилось это мероприятие банальным вандализмом (очень грустным для меня явлением, в коем я участия не принимал): при помощи мускульной силы была приведена в действие лебедка, на коей был поднят означенный двигатель, найденный по соседству с покинутой на тот момент Шахтой и сброшен для эффекту на лестницу. Далее я не смотрел, но тем же путем последовала одна вагонетка — но уже до дна... »
Еще наблюдение: в морозы над шахтой, что возле конечной остановки 296-го автобуса, всегда поднимается пар. Мужчины ходили на «третью» шахту – пара нет. Отсюда вывод: шахты не сообщаются друг с другом. Факт на фото – тому подтверждение.
И кстати: все тот же старожил утверждает, что ему довелось видеть по левую сторону трассы Москва-Симферополь (если двигаться в направлении Москвы; и это дальше по Белгородскому шоссе) за селом Русская Лозовая в районе и по другую сторону от в/ч РВСН аналогичные «конструкции». Но туда от Пятихаток 5-7 километров!
Воспоминания других людей-старожилов Пятихаток.
Рассказывает отец юзера, а ему в свою очередь рассказывали знакомые строители, которые этим тоннелем и занимались.
С их слов, это незаконченный канализационный коллектор, идущий с ХТЗ (!!!), под Московским проспектом, через поселок Жуковского, под лесом на глубине 41 метр, мимо Пятихаток и доходящий до Алексеевки.
Тоннель, кстати, имеет диаметр не менее двух метров (рабочие ходили по нему в полный рост), стенки – из тюбингов.
Некоторые пользователи утверждают, что в некоторых местах идут сразу два тоннеля. Маркшейдеры просчитались, что ли?
Система в конечном итоге так и не была запущена в эксплуатацию – настала перестройка. И много миллионов рублей остались закопаны глубоко под землей, на радость нынешним и будущим археологам.
У диггеров даже существует строгая классификация шахт по номерам.
Они все собираются исследовать шахты.
Рассказывает начинающий диггер.
«1. Первая шахта. Реально открыть. Нужен «монтерский прикид» и до хрена наглости.
2. Вторая шахта. Очень палевно.
3. Третья шахта – 25 метрофф (((. И ловить там нечего – завал из бревен, который невозможно разобрать.
4. Четвертая шахта. На мой взгляд самая перспективная. НО!!! Летом уровень воды, там повышается настолько, что остается прослойка воздуха сантиметров 10-15. Т. е. дышать можно только – трубка-маска, просто так голова не пролазит.
Зимой уровень понижается – где то до 35-40 см. НО!!! Сами понимаете, что сухим из воды не вылезешь, а на улице холодновато... Если только пионерский костер разжечь)))) (нынче все содержимое шахты порезано на лом, осталась одна дыра в земле).
5. Все остальные затоплены настолько, что нужны дайверы, а не диггеры. )))»
Противники «серьезной канализации» вообще утверждают – объект чисто военный, там под землей должна была разместиться система ПВО.
Еще недавно на территории Черкасской Лозовой (несколько километров от Пятихаток) – находилась (по некоторым данным – недавно поменяла место дислокации) военная часть войск ПВО, вооруженная ЗРК С-300.
Диггеры утверждают, что возле шахт обнаружены трубы, уходящие глубоко под землю. Опыты диггеров с леской и гайками показали, что одна труба уходит на добрые 50 метров с сухим дном, а вторая на 70 метров в воду. Как тут не подумать о ракетах?
Кстати, в районе шахт существуют только два тоннеля, чье назначение установлено. Эти тоннели выводят техническую воду из УФТИ и опытного производства, пишет сайт Хайвей (h.ua).
Еще есть подозрения на то, что у коллектора есть ответвления в ранее неизвестные направления.
Существует версия, что коллектор строился в расчете на планируемые в будущем микрорайоны между Пятихатками и Алексеевкой.
Вот кстати и классификация диггеров (по номерам).
Фото: Павел Владимирович (vk.com/id10082258)
Шахта 0 – расположена в полях-огородах в 372 м от Шахты 1, слева от опытного хозяйства ХФТИ (сверху арматура, затоплена).
Шахта 1 – угол проспекта Академика Курчатова и улицы Гарцева (в последнем упоминании имеет открытый доступ, двери не заварены, не затоплена).
Шахта 2 – сразу за автобусной остановкой БАМ (доступ ограничен из-за большого количества народа вокруг).
Шахта 3 – в лесу, примерно в 600 м от стадиона (часто посещается интересующимся народом).
Шахта 4 – в лесу (разобрана на металлолом).
Шахта 5 – также в лесу.
Шахта 6 – тот же лес.
Шахта 7 – предположительно в районе дачи 55.
Шахта 8 – описывалась в районе нынешней заправки на Чкалова.
Некоторые фото опубликованы под псевдонимом FoXxy.
Есть у шахт и свои байки, пишет сайт legendsofkharkiv.blogspot.com. Вот пара из них.
«Все знают про заброшенные коллекторы в Лесопарке по дороге на Пятихатки, но не многие знают, что эти коллекторы скрывают под собой этажей 6-7 вниз и что это было каким-то оборонным производством в годы Великой Отечественной. Сейчас это все затоплено водой и ниже 2 уровня я не смог забраться в свои молодые годы лазанья там.
Собственно легенда.
1943 год, 5 немецких грузовых машин, груженых золотом, выезжали из Харькова по Белгородскому шоссе. Эти машины никогда не доехали до Пятихаток, и были замечены поворачивающими именно в сторону этих самых коллекторов».
«На самом деле это не коллекторы, а транспортный тоннель. Он ведет с улицы Шевченко до ХФТИ в Пятихатках. По нему возили уран или что там еще.
Глубина этажей 7. Внизу рельсы, ездили по ним вагонетки аккумуляторные.
В 1995 году теоретически был еще рабочим. Там много интересного барахла лежало. Только, если заглянуть ночью в шахту, дно слегка светилось.
Только почему-то у всех подселявшихся в Пятихатках сразу рождались дети, даже если до этого долго старались, но не получалось».