Самолет МИГ-21 находится напротив Харьковского апелляционного административного суда.
Здание суда расположено на улице Володарского (там рядом находится Карповский сад). И там уже 35 лет стоит на приколе хорошо сохранившийся самолет МИГ-21.
Харьковчане рассказывают местную легенду, что, мол, если мимо истребителя пройдет студентка-девственница, то самолет взлетит.
Подобные байки рассказывают и о других самолетах в других городах, кстати.
А вообще МИГ-21 – настоящая советская легенда.
Это был советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Самый распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1986 год.
МИГ-21 стал первым самолетом КБ МИГ с треугольным крылом.
По кодификации НАТО название у МИГа-21 было Fishbed – «Слой, богатый окаменелыми останками рыб». И по правде сказать, НАТО его боялось до смерти.
Применялся во многих вооруженных конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МИГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.
Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МИГ-21.
Китайская копия МИГ-21 выпускалась под названием J-7, а ее экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. Так пишет Википедия.
МИГ-21 является первым советским реактивным истребителем третьего поколения, что подразумевает использование ракет как основного вида вооружения и скорости около M=2.
Тяга двигателя первых МИГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МИГ-19, но за счет применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолета более чем на 700 км/ч. То есть две скорости звука.
На первой модификации (МИГ-21Ф), как и на МИГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».
МИГ-21 был легким, маневренным самолетом, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были еще несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить маневр уклонения и обмануть ракету.
Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое.
В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты – ничтожно мало, и последующие модификации МИГ-21 были способны уже нести четыре ракеты «воздух-воздух». Кроме того, уже выпущенные самолеты дорабатывались (а на новых самолетах это производилось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.
Дальнейшим развитием самолета МИГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в итоге на тонну увеличило снаряженный вес самолета.
В 1977 году с появлением МИГ-29 самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми.
Рекорд на МИГе-21 поставил Нгуен Ван Кок, Вьетнам. Он одержал на зверской машине 13 побед!
МИГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран.
Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».
15 августа 1966 года МИГ-21 ВВС Ирака был угнан в Израиль иракским летчиком, завербованным израильской разведкой Моссад.
7 мая 1971 года летчик Валерий Рубаненко ценой своей жизни увел горящий МИГ-21 от города Чермоз (Пермский край).
Известен один МИГ-21, находящийся в частном владении. Самолет принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу – бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС.
Финч приобрел этот МИГ в конце 1990-х, и потратил три года, чтобы привести самолет в летное состояние.
Этот МИГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина продолжительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, штата Мериленд в конце 1980-х – начале 1990-х годов.