15.10.2012  08:19   

«Объединенная оппозиция»: «УДАР» по монополии

Объединенная оппозиция (ОО), надо признать, доигралась. За две недели до выборов странный микс «Батькивщины» и «Фронта перемен» оказался в ситуации, когда практически весь политический капитал, накопленный за последние годы, истрачен на выборах, словно кредит лоха на рынке «Форекс».


// Обозреватель
«Объединенная оппозиция»: «УДАР» по монополии

Психология рантье – страшный бич тех политиков, которые надеются жить за счет процентов с политического капитала. То есть, жить какое-то время еще можно, а вот «подняться» – нет. Те, кто этого не понимает, платят очень дорого – крахом своих проектов и уходом в политическое небытие.

Говорят, капитал должен работать. Вранье. Работать должен хозяин капитала – и желательно головой. А если хозяин в условиях финансового кризиса кладет свой капитал на депозит и ждет процентов, то, по всей вероятности, голова у него предназначена преимущественно для ношения головных уборов – ну, и еще он в нее ест.

Что верно для финансового капитала, то неоспоримо и для капитала политического. Хотели ли Яценюк с Турчиновым «подняться»? Вопрос сложный. Складывается впечатление, что эти двое, а точнее их спонсоры, учли тот очевидный и озвученный уже политическими экспертами факт, что на нынешних выборах борьба идет вовсе не за власть (прости, Юля, но твои слова про «свергнуть мафию», конечно, берут за душу, однако с реальностью не дружат). Борьба идет за право называться главной оппозиционной силой.

Учесть-то они учли, но выводов правильных не сделали. Видимо, рассудили (совершенно разумно), что для взятия власти у ОО при любых раскладах сил не хватит. Но притом решили (и совершенно зря), что для задачи-минимум, то есть для удержания оппозиционного лидерства, достаточно тех мощностей, которые сегодня у нее в наличии.

Оглянемся назад и посмотрим, как ОО готовилась к 28 октября.

Для начала, свой основной актив «Батькивщина» вложила на 7 лет в Качановский банк общего режима. Это гарантировало максимальную сохранность вклада и неслабые проценты с основного капитала. Что было относительным успехом, особенно если сравнивать с предшествующей постепенной потерей позиций на политическом рынке.

Итак, начало было хорошее, за исключением одного момента: условиями контракта не была предусмотрена возможность досрочного изъятия вклада, а это серьезно ограничивало оперативные возможности «Батькивщины».

Чтобы исправить эту ситуацию, БЮТ пошел на слияние с крупнейшей на тот момент конкурирующей корпорацией Мартыненко-Яценюка «Фронт перемен». Вслед за «ФП» в Объединенную оппозицию потянулись и другие, более мелкие политические силы, но этот процесс уже напоминал банальное поглощение. Капитализация от этих поглощений нисколько не выросла, зато балласту прибавилось – балласту, от которого все нормальные капиталисты в условиях кризиса предпочитают избавляться.

Впрочем, и с «Фронтом перемен» тоже не слишком удачно получилось: люди Яценюка-Мартыненко, опираясь на финансовую мощь главного спонсора, существенно подвинули в объединенной предвыборной структуре людей Турчинова и Кожемякина. Так что данное слияние тоже имеет ряд черт, характерных для поглощения.

А между тем, у разросшейся в результате слияний и поглощений Объединенной Оппозиции остается один-единственный политический актив – тот самый, из Качановки. И использовать его эффективно, понятное дело, не получается. Еще оппозиционеры рассчитывали на свою кредитную историю, но с нею тоже не все гладко – очень и очень многие оценивают ее в диапазоне от «скорее плохо» до «очень плохо».

Договор о согласованных действиях на электоральном рынке между ВО «Свобода» и Объединенной оппозицией скорее просто дал возможность последней сохранить лицо в условиях, когда проходные кандидаты набились в список, а полевых работников, увы, не хватает даже с учетом аутсорсинга из разных сторонних политических структур – и без того на некоторых округах бренд «Батькивщины» пришлось сдавать в франшизу всевозможным бизнесменам, желающим попасть в политику.

Вспомним классику – «Алису в Зазеркалье» незабвенного Льюиса Кэролла: «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»

Это золотое правило бизнеса. Не будешь продвигаться вперед – тебя обойдут, да еще и пнут так, что серьезно отстанешь. Используя эту аналогию, констатируем: Объединенная оппозиция почему-то решила, что для того, чтобы удержать оппозиционное лидерство, достаточно чинно маршировать на месте. Тогда как следовало привлечь инвестиции, то есть предложить избирателю что-то сверх одной политзаключенной и однотипной критики партии власти. Нужны какие-то новые идеи, новые лица, новый политический формат. Новые, активные предвыборные технологии хотя бы, в конце концов! Но нет, ОО уверена в собственной неотразимости. Была уверена до недавних пор, пока выросший рейтинг УДАРа и застрявший на месте рейтинг ОО в совокупности не показали, что пахнет жареным, и битву за звание главного оппозиционера можно проиграть.

И что же предприняла ОО, учуя этот характерный запах? Да ничего разумного. творческий подход и в этот раз оказался где-то в командировке на другой стороне земного шара. Яценюк и компания просто попытались проделать с УДАРом то, что уже проделали с ВО «Свобода» – то есть, поделить округа.

Вот только время немножко не то, а УДАР стал «сам большой». Советники и политтехнологи Виталия Кличко вполне могли бы просто спустить тему согласования на тормозах – и УДАР ничего бы не потерял. Но они-то, как раз, подходят к делу творчески. В отличие от. А потому после неформального слива в прессу факта предварительной договоренности между руководством ОО и руководством УДАРа, выдержав паузу, дав возможность всем многократно оценить плюсы и минусы, а также возможные варианты раздела округов, УДАР поступил так, как и должен поступить циничный политический проект по отношению к другому циничному, но менее расторопному политическому проекту.

От ангийской классики обратимся к немецкой: «Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я. Пусть будет моя поступь их гибелью!» – писал Ницше в своем бессмертном труде «Так говорил Заратустра». О гибели ОО, конечно, говорить рано, но вот «перепрыгнул» ее УДАР очень технично. Сбросив свой балласт и прогнозируемо выставив друзей из ОО жлобами и эгоистами, не способными выполнить договоренности, как об этом написала Юлия Лаврисюк в своей статье по горячим следам демарша УДАРа.

Провокация УДАРа удалась на славу. Посыпались заявления кандидатов от ОО, которым «боксеры» предложили снять свои кандидатуры. Так, Александр Бригинец в комментарии в комментарии корреспонденту «Обозревателя» Наталии Лебедь мягко выразил недоумение по поводу несогласованных действий УДАРа: «Сам характер подачі інформації на з’їзді УДАРу говорить про те, що ніяких домовленостей нема. Те, що вони, не оприлюднюючи соціологію, вимагають зняти найкращих кандидатів від об’єднаної опозиції на користь тих, у кого значно менший рівень підтримки викликає, м’яко кажучи, відверте здивування».

Более резко высказалась Ксения Ляпина – она назвала действия УДАРа ультиматумом, а кандидата от УДАРа, в пользу которго ей рекомендовано снять свою кандидатуру, предателем.

Еще один кандидат от ОО – обладатель франшизы «Батькивщины» Дмитрий Андриевский назвал себя «брендом» и на этом основании отказался сниматься в пользу другого бренда – «ударницы» Рены Назаровой, которая, по данным социологии, опережает Андриевского на один процент.

Не станет снимать свою кандидатуру и Сергей Терехин. Более того, позицию киевских кандидатов от ОО уже поддержала городская организация «Батькивщины».

Другие «кандидаты на выход» от ОО также дали понять, что в гробу они видали такое «сотрудничество» с УДАРом.

Несколько диссонирует с этими высказываниями заявление пресс-службы «Батькивщины»: на сайте партии сказано, что на съезде ОО отзовет не 22 кандидата, как предложил УДАР, а 26 – то есть, столько же, сколько снял УДАР.

Впрочем, пока неясно, будут ли среди указанных 26 те же Ляпина, Андриевский или Бригинец. А если будут, то подчинятся ли они партийной дисциплине. Что-то более надежное, чем простая интуиция – скорее всего, логика политического процесса – подсказывает, что заявлений о снятии с выборов мы от этих кандидатур не дождемся. Таким образом, УДАР поставил ОО перед сложным выбором: либо существенно ослабить свое представительство на мажоритарных округах и вызвать серьезные разборки на почве подчинения партийной дисциплине, либо показать себя организацией, не способной сдержать слово и выполнить договоренности.

Заявление же пресс-службы «Батькивщины» о 26 кандидатах отдает атмосферой игорного дома, где два прожженных картежника отчаянно блефуют, повышая ставки. Душная ненависть друг к другу зашкаливает, от азарта уже следа не осталось, но встать из-за стола – значить проиграть, а ставки слишком высоки.

Впрочем, следим за новостями – интрига вот-вот разрешится. А дальше все покатится по прямой – до выборов осталось всего ничего, и придумывать что-нибудь для спасения ситуации сейчас уже поздно. И практически при любом раскладе с эфемерной монополией ОО на роль оппозиции уже покончено. Придется делиться с УДАРом не как с младшим партнером, а как с равным.

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день