30.12.2014  07:07   

Байка из Харькова про здание Госпрома и яйца (ФОТО)

В конце 20-х – начале 30-х годов двадцатого века по всей восточной Украине ввели специальный налог на куриные яйца.


Байка из Харькова про здание Госпрома и яйца (ФОТО)

Официальной версией этого налога была постройка небоскреба Госпром в Харькове.

В раствор по тогдашней технологии добавлялся яичный желток. Может быть, этот факт помог зданию выстоять в последующие десятилетия.

Многие были для здания Госпром очень непростыми.

Википедия пишет, что Госпром расшифровывается как Дом Государственной промышленности.

Он построен на самой большой площади города Харькова – площади Свободы.

Памятник архитектуры в стиле «конструктивизм», к тому же он – символ данного стиля.

Немного фактов из истории культового дома.

Здание построено в рекордно короткие сроки – подготовительные работы начались летом 1925 года, сдача в эксплуатацию – 7 ноября 1928 года, к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции.



Кстати. Весной 1926 года стройку решено было закрыть.

Однако после личного вмешательства Феликса Дзержинского, который посетил стройку 8 мая 1926 года, строительство продолжилось.

На торжественной закладке центрального корпуса, которая произошла 21 ноября 1926 года, зданию присвоили его имя.

После постройки, с 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины.



Во время немецкой оккупации 1941-1943 на первом этаже была устроена конюшня, на других этажах в начале оккупации жили… обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом со зданием зоопарка.

До 23-го августа 1943 года в Госпроме дожили три макаки-резуса, которым на 65-ю годовщину освобождения города, в августе 2008, был открыт памятник на территории зоопарка.



Перед отступлением в августе 1943, во время так называемой «очистки» Харькова, немцы заминировали Госпром, как и многие другие здания города, но взрыв был предотвращен неизвестным патриотом, который при этом погиб.

Тогда здание подожгли, но железобетонному остову Госпрома это не нанесло вреда.

Здание восстановлено после войны в 1944-1947 годах.

Высота здания Госпрома – 63 метра. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, высота небоскреба составляет 108 метров.



В конкурсе на сооружение Госпрома участвовал знаменитый архитектор академик Алексей Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.



Строители большей частью вручную выкопали в земле котлован под здание объемом 20 тысяч кубических метров и вывезли землю на лошадиной тяге на плоских телегах – «грабарках». Позже они выровняли неровное место под будущую площадь.



Госпром начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов – лопат, носилок, тачек и так далее.
К окончанию строительства работы были механизированы на 80%.

До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500–600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиной рабочих сезона.



В момент постройки это был самый большой в СССР (по другим данным, в Европе) небоскреб.



При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее естественной истории на улице Тринклера.

Предметы детально разработанного интерьера (стены, окна, лестничные перила, дверные ручки, оконные шпингалеты и так далее) содержат эксклюзивный рельеф с буквами ДГП.

Первоначально, по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях Госпрома были медными.

Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов.



В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля.



7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году.



Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» (прогрессивным на тот момент), и поэтому представляет собой фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания.

Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединенных переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения.

Теперь этот метод применяют в Японии при постройке небоскребов в сейсмоопасных зонах.



В первоначальном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь.

Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объема и воздушности. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнем. И спуск Пассионарии, названный в честь Долорес Ибаррури, по-испански означает «пламенный».



Первый в мире аэробус, семимоторный самолет-гигант К-7 был создан на ХАЗе в КБ Калинина в 1933 году. Вы спросите, а какое отношение это имеет к Госпрому? Дело в том, что его называли «воздушный Госпром».



Реконструкция Госпрома, проводимая современными методами в 2000-х годах, заняла в несколько раз больше времени, чем все время его строительства примитивными методами в 1920-х.

Госпром был построен за три года, а реконструкция продолжается семь лет и еще не закончена.










 

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати
 
 
 

В этот день