03.03.2015  20:13   

Что приняла Рада ради кредита МВФ. Подробности и анализ законов

2 марта, Верховная Рада собралась на внеочередное заседание. За семь часов дебатов, ругани, неприкрытого пиара и уговоров парламент принял большую часть пакета экономических законов, внесенных Кабинетом министров.


Что приняла Рада ради кредита МВФ. Подробности и анализ законов

Эти законы - обязательное условие  для получения финансовой помощи от Международного валютного фонда. МВФ настаивает на ряде непопулярных мер: пересмотр макропоказателей, ограничение и сокращение пенсий, защита прав инвесторов, сокращения дефицита НАК Нефтегаз (поднятие цен на газ и тепло), дерегуляция и др, пишет Лига.Бизнесинформ

Бюджет

За правки в Бюджет 2015 депутаты проголосовали достаточно легко и единодушно - 273 голоса. Правительство должно было подать в Верховную Раду скорректированный вариант бюджета  не позднее середины февраля - это было обязательным требованием МВФ. Продавливая в конце 2014-го бюджет, Арсений Яценюк обещал, что новый вариант будет кардинально другим.  На практике другими оказались только цифры ( в основном скорректированные из-за  девальвации), новый бюджет никак не назовешь революционными или реформаторским.  Из-за пересмотра макроэкономических показателей  изменились все ключевые цифры Бюджета 2015 - доходы, расходы, дефицит и максимальный размер госдолга.

Согласно правительственному проекту бюджета, доходы госказны год к году должны вырасти сразу на 37%. Основные источники роста - девальвация гривни и двухзначная инфляция. Эксперты центра CASE Украина уже прогнозирует невыполнение доходной части бюджета - девальвация приведет к резкому сокращению импорта, а значит - и уменьшение поступлений от ввозных пошлин и НДС. В таких условиях, учитывая продолжающееся падение экономики, войну и недоверие инвесторов, собрать намеченные суммы налогов вряд ли реально. По оценке CASE  реальный дефицит бюджета превысит 10% ВВП ( с учетом квазифискальных расходов, недовыполнение доходной части и скрытых расходов).

Дополнительно увеличить дохода Кабмин рассчитывает за счет повышения рентной платы за добычу природного газа с глубин меньше 5000 метров - с 20% до 70%. Но далеко не факт, что газодобывающие компании будут в таких условиях увеличивать добычу и инвестировать в развитие производственных мощностей.

Увеличившиеся доходы, по замыслу Кабмина, позволят без проблем обслуживать госдолг, выросший из-за девальвации гривни. Второе ключевое направление финансирования - адресные субсидии малоимущим гражданам на оплату услуг ЖКХ. Напомним, что увеличение цены на газ для населения - одно из основные требований МВФ и необходимое условие для сокращение дефицита бюджета «Нефтегаза».

Пенсионное танго

Один из наиболее спорных и болезненных вчерашних вопросов -  изменения в пенсионном законодательстве. Как и прогнозировалось, именно этот законопроект стал камнем преткновения между  политическими силами коалиции. Основные претензии ряда парламентариев: сокращение на 15% пенсий работающим пенсионерам, повышение трудового стажа для работников вредных и опасных производств, ограничение спецпенсий для отдельных категорий пенсионеров  и чиновников.

Депутаты от «Батькивщины» Юлии Тимошенко высказывались категорически против таких мер, предлагая взамен поднять налоги бизнесу. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко возмущался тем, что ограничиваются спецпенсий для госслужащих в 10 прожиточных минимумов, но при этом урезаются на 15% пенсии для работающих пенсионеров. Главный радикал страны настаивал на полной отмене льготного положения экс-чиновников, предлагая направить освободившиеся средства на повышение пенсий «обычных украинцев».

Принятие законопроекта четыре раза  срывалось. Спикер парламента Владимир Гройсман раз за разом ставил проект на голосование, но лишь с пятой попытки его удалось принять.  Этому предшествовали двухчасовые споры и популистские выступления политиков, перерыв в работе Рады для консультаций с лидерами фракций и групп и готовность премьер-министра до 1 мая подать в парламент законопроект о тотальном пересмотре спецпенсий. Если до 1 июня депутаты этот закон не примут, все особые пенсии будут ликвидированы.

Что изменилось

    Пенсия работающим пенсионерам сокращена на 15%, если она превышает 1423 грн.

    Максимальный размер пенсии для бывших сотрудников госорганов - прокуроров, судей, налоговиков и т.д. - установлен в 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособного лица - 9490 грн.

    Лишаются право на пенсию все пенсионеры, получающие госпенсию как бывшие чиновники, если получаемая сумма превышает 1423 грн в месяц

    Исключена одноразовая помощь для сотрудников контролирующих органов в случае смерти (раньше была 10 годовых зарплат), получения тяжелых (5 годовых зарплат) или легких (1 годовая зарплата) телесных повреждений при исполнении служебных обязанностей.

    Повышается порог необходимо трудового стажа, в том числе и для женщин, необходимого для досрочного выхода на пенсию. Касается, в первую очередь, лиц, занятых на опасных и вредных работах - предприятия угольной, химической и т.д. отраслей.

Банкиры в законе

Череда  банкротств банков уже обошлась государству в 20 млрд грн. (финансирование Фонда гарантирования). И хотя глава НБУ говорит, что процесс очистки банковской системы близок к завершению, не исключена ликвидация еще десятка банков. Финансирование Фонда гарантирования вкладов физлиц, возмещающего вкладчикам разорившихся коммерческих банков десятки миллиардов гривень - одна из проблем дисбаланса украинского бюджета. По действующему законодательству собственник банка фактически никакой ответственности перед вкладчиками не несет и все расходы ложатся на государство, читай, рядовых плательщиков налогов. Повысить ответственность хозяев финучреждений, а в идеале - и заставить их платить по долгам банка, депутаты попробовали, приняв законопроект 2085. Обсуждение прошло без особых споров, и заняло всего 20 минут.

Что изменилось

    Установлен четкий перечень лиц, признающихся связанными с банком: контролеры, собственники с существенным участием в банке и их представители, руководители банка, внутренние аудиторы и члены комитетов банка, родственные и аффилированные предприятия, в том числе входящие в банковскую группу, их собственники и руководители, а также лица, ассоциированные с ними, компании, где ассоциированные лица, руководители банка или аффилированных предприятий являются руководителями или собственниками; любое лицо, с помощью которого проводятся операции в интересах связанных с банком людей.

    Связанное с банком лицом за неправомерные действия, повредившие банку, отвечают своим имуществом.

    Фонд гарантирования вкладов физических лиц может обратиться с иском к связанному с банком лицу, если стоимости имущества банка не хватает для компенсации вкладов.

    Установлен штраф от 2000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг) - от 34 000 до 85 000 гривень для связанных с банком лиц за предоставление недостоверной отчетности о качестве активов, сути операций, проведение операций со связанными лицами. Если такие действия привели к проблемам у банка - штраф составит от 85 000 до 170 000 грн.

    Доведение лицом, связанным с банком, финучреждения до неплатежеспособности наказывается лишением свободы от года до пяти лет и штрафом от 85 000 до 170 000 грн.

Дерегуляция

Еще одно ключевое требование МВФ - уменьшение количества всевозможных разрешений и лицензий. До сих пор в дерегуляции правительство не сильно продвинулось: к примеру, народный депутат Оксана Продан оценила успехи Кабмина на «троечку». Принятый вчера закон (регистрационный номер 0934), разрабатывался еще в апреле прошлого года, а после - неоднократно дорабатывался и согласовывался с комитетами и фракциями. Его можно оценить как революционный, поскольку из 57 лицензий, предусматривающихся нынешним Законом «О лицензировании некоторых видов экономической деятельсности», в новой редакции осталось всего 23. То есть больше половины разрешительных документов теперь получать не надо. Правда, когда закон заработает в полную силу, пока сказать сложно - бюрократы и чиновники уже не раз демонстрировали свою способность на месяцы затягивать внедрение самых прогрессивных законодательных актов.

Какие лицензии отменили

    Внешнеэкономическая деятельность
    Строительство, не предусматривающее сооружение объектов IV и V категорий сложности
    Охранная деятельность
    Добыча драгоценных металлом и камней
    Производство и торговля ветеринарными препаратами
    Торговля пестицидами и агрохимикатами
    Производство и продажа средств индивидуальной защиты и активной обороны
    Предоставление услуг криптографической защиты информации и продажа криптосистем
    Внедрение, ввоз и вывоз голографических защитных элементов
    Предоставление услуг в сфере технологической защиты информации
    Изготовление бланков ценных бумаг
    Транспортировка нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами
    Поставки природного газа
    Хранение природного газа
    Централизованное водоснабжение и водоотвод
    Разработка и испытания космических аппаратов и их частей
    Переработка донорской крови
    Заготовка и переработка металлолома
    Сбор и первичная обработка лома драгметаллов
    Предоставление услуг и выполнение противопожарных работ
    Проведение землеоценочных работ и земельных торгов
    Таможенная брокерская деятельность
    Производство, импорт и экспорт дисков для лазерных систем чтения
    Торговля племенными ресурсами, проведение генетической экспертизы происхождения животных
    Проведение обеззараживания растений
    Производство и торговля пиротехническими изделиями
    Предоставление услуг невоенными стрельбищами и охотничьими стендами
    Производство и транспортировка тепловой энергии
    Сбор и использование информации, составляющей кредитную историю
    Генетически-инженерная деятельность в замкнутой системе
    Торговля жидким топливом из биомассы и биогазом

Источник:   Лига
Тэги:  верховная рада, мвф
 
Версия для печати
 
 
 
 
 
 

В этот день