Кошкин Михаил Ильич

Советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34 и первый танк с противоснарядным бронированием, Т-111 (опытная модель).

Родился 3 декабря 1898 г. В селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии — умер 26 сентября 1940 г. в доме отдыха Занки Харьковскорй области. Из бедной крестьянской семьи, в четырнадцать лет он уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный октябрь»). Позже его призывают на военную службу в царскую армию.

В годы гражданской войны участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву, в университет им. Свердлова.

В 1925 – 1929 гг. Михаил Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии.

В 1929 – 1935 гг. учится в Ленинградском Индустриальном институте на специальности «Автомобили и тракторы». Во время учебы начинает работать в КБ Ленинградского завода им. Кирова.

По окончании ВУЗа Михаил Ильич уходит в КБ на постоянную работу. А здесь ударно работают над разработкой бронетанковой техники, готовятся к войне: на Западе к власти уже пришли фашисты, на Востоке – угроза японского милитаризма. Проект создания мощных танковых частей в Красной Армии курируют военачальники И. Якир, И. Уборевич, И. Халепский и руководители тяжёлой промышленности Г. Орджоникидзе, К. Нейман, И. Бардин, И. Тевосян.

Во 1936 году Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ) был переименован в завод №183. Начальником танкового конструкторского бюро завода №183 был назначен М.И. Кошкин. До этого он уже работал заместителем главного конструктора Ленинградского завода №185 и успел получить орден Красной Звезды за участие в создании первого отечественного «толстобронного» среднего танка Т-46-5.

На харьковском заводе уже выпускались танки БТ-5 и БТ-7 и КБ уже имело наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторов. Кошкин, мало знакомый коллективу завода, без труда нашел общий язык с рабочими. По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

Менее чем за год под руководством М.И. Кошкина была выполнена модернизация танка БТ-7 – это был первый в мире танк с танковым дизелем. В армию поступило 790 таких танков с 1936 по 1940 года. В сентябре 1937 года из Автобронетанкового управления РККА поступило задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка.

Михаил Кошкин сформировал группу самых квалифицированных конструкторов для создания нового танка. В краткие сроки был выполнен проект нового танка А-20, в точном соответствии с заданием заказчика. В проект были внесены принципиальные новшества: броневой корпус с расположением толстых противоснарядных броневых листов под углом, новый привод к ведущим колесам, три из четырёх опорных катков (по борту) стали ведущими и др. В процессе работы над проектом возникла дискуссия: нужен ли на танке колёсный ход при наличии гусеничного? Опыт эксплуатации танков БТ, в том числе во время гражданской войны в Испании, свидетельствовал, что колёсный ход хорош только на шоссе, но на целине, на песке ведущие колеса (хоть их и было три пары) отказывали.

Тогда и была проявлена в Харькове инициатива создания второго варианта танка — чисто гусеничного под индексом А-32. Он отличался не только отсутствием колёсного хода, но и наличием пятого опорного катка, что увеличивало опору гусеничной ленты на грунт. В это время КБ завода №183 обезглавлено репрессиями. Сталину представляют проекты обоих танков: и А-20, и А-32. Выслушав мнение присутствующих, он решил дать возможность заводу изготовить оба варианта и затем параллельно их испытать.

В июле—августе 1939 года танки испытывались в Харькове и комиссия вынесла вердикт: «По прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее...» Однако комиссия не отдала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках. Всё решила практика: большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв в Финляндии (осень-зима 1939 года) доказал гусеничный танк. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк — Т-34.

Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Они подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. И 5 марта два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков—Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег.

На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк «первой ласточкой». После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был немедленно поставлен на производство – в Харькове на 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска.

Михаил Кошкин был уже сильно болен, но продолжал активно руководить доработкой танка. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.

В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. Новым главным конструктором был назначен А.А. Морозов, в 1945 году он написал: «Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34».

В 1942 году конструктору Михаилу Ильичу Кошкину была посмертно присуждена Государственная премия СССР. Однако долгое время его имя было практически неизвестно народу. А завод, где родилась эта самая совершенная боевая машина второй мировой войны (ныне - Харьковский завод им. Малышева), именовался в литературе Южным.

В мае 1985 года рядом с проходной завода был открыт памятник творцу «тридцатьчетвёрки».
В 1990 году, через 50 лет после смерти, Михаилу Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда. А на доме, где он жил (угол улиц Пушкинской и Красина), установлена мемориальная доска.
 

Напомним, 30 октября 2009 года во время своего первого визита в Харьков в качестве кандидата в президенты Виктор Янукович встретился с семьей главного конструктора легендарной машины.

 
 
 

В этот день