31.10.2017  16:48   

Чиновники развенчали восемь мифов о медреформе

В Департаменте информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ отметили распространение ложной информации по изменениям в сфере здравоохранения.


// ХОГА

Чиновники опровергают самые распространенные из мифов.

Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой

Бесплатной медицины в Украине не существует. Согласно результатам опроса, 90% лекарств украинцы покупают за свой счет. По данным исследований, каждый второй отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому неправильно говорить, что медицина станет платной и очень дорогой, потому что она уже является платной и очень дорогой.

Реформа предусматривает введение государственной программы медицинских гарантий. Все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по этой программе, будут для пациентов на 100% БЕСПЛАТНЫМИ. Пациенты будут знать, что именно оплачивает государство, и сами выбирать больницу, где они получат эти услуги. С 2018 года реформа заработает на уровне первичной помощи, с 2020 - во всех больницах.

Тарифы на медицинские услуги, которые распространяются сейчас некоторыми сомнительными изданиями, не имеют ничего общего с реальностью. Это просто фейк. Тарифы на каждую медуслугу только будут рассчитываться. Это нужно для того, чтобы государство могло оплачивать медицинским учреждениям услугу, которую они оказали человеку. Именно таким образом будет внедрен принцип «деньги идут за пациентом»: человек обратился в больницу, ему оказали помощь, после этого государство заплатило за эту услугу согласно установленному тарифу больнице.

Будет определен четкий перечень услуг, которые на 100% будет финансировать государство: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры); экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и др.); паллиативная помощь (прежде всего - адекватное обезболивание); лечение у узких специалистов с направлением семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.

Объем услуг в рамках программы медицинских гарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения, однако будет включать все основные услуги, необходимые для качественного лечения, - гораздо больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас. Полный список услуг программы медицинских гарантий будет в 2020 году, когда реформа заработает полностью. Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатитов, СПИДа и другие.

Миф 2. Медреформа приведет к закрытию больниц и увольнению медиков

В законе о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращении медперсонала. Национальная служба здоровья заключит договоры со ВСЕМИ больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи.

Но со временем конкуренция и принцип «деньги идут за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений. Маломощные, плохо оснащенные и главное - мало загруженные больницы, в которых просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения, например, в реабилитационные, диагностические центры, хосписы. Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто в них обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.

Важно, что упорядочением сети лечебных заведений будет заниматься местная власть. Именно громады должны решить, какие из больниц, нужно усилить, а какие - перепрофилировать. Государство только выставляет требования по максимальному времени доезда до больницы и ее минимальной безопасной нагрузки (количество родов, оперативных вмешательств). Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги к больницам, оплачивать дополнительные медицинские услуги для жителей громады.

 Что касается возможного увольнения врачей, то без работы могут остаться лишь те, к кому не захотят обращаться люди. У хорошего врача всегда будут много пациентов и достойные деньги от государства за свою работу. Реформа будет способствовать тому, что врачи будут конкурировать за пациента.

Миф 3. Села останутся без врачей

Наоборот - во многих селах, наконец, появятся врачи. При этом останутся и фельдшеры и ФЛП. Фельдшеры не будут заменять врача, но станут его помощниками и обеспечат доступ к медицинской помощи в отдаленных селах.

В 2018 году средняя выплата на первичном звене составит около 370 грн на одного пациента, в 2019 - 450 грн. Практика в 2000 пациентов будет иметь годовой доход в 740 000 грн в 2018 и 900 000 грн - в 2019. В этот бюджет входят аренда, оплата работы врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. Около половины этих средств - расходы практики, все остальное - зарплата работников (врача, медсестер, фельдшеров). До сих пор врачи в деревнях никогда не видели таких средств.

Если местная громада предоставит врачу медицинский кабинет в аренду за 1 гривню, у него останется еще больше средств на зарплаты. Также будет значительно легче найти и пригласить врача на работу, если громада построит жилье для него.

 Размер финансирования, которое будет выделяться из госбюджета на медицинское обслуживание одного пациента, одинаков на всей территории страны. Однако жизнь в сельской местности дешевле, чем в городе, а значит при условии обслуживания одинакового количества пациентов, сельский врач будет иметь лучшее материальное положение, чем городской. Кроме того, в отличие от врача в городе, у сельского фактически не будет конкурентов. Выбирать его будут всей громадой, и декларацию с врачом заключат все жители села, а врач будет получать деньги за их медицинское обслуживание. Впрочем, это не означает, что в селах смогут работать непрофессиональные врачи и у жителей не будет альтернативы – громада может отказаться от плохого врача и пригласить другого.

Миф 4. К врачу-специалисту можно будет попасть только через семейного врача

Не соответствует действительности. Каждый человек в случае необходимости сможет обратиться к любому врачу-специалисту без направления семейного врача и получить помощь. Но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения. Если же вы обращаетесь к нему по направлению семейного врача, стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств возместит государство.

Значительную часть услуг, которые сейчас оказывают узкие специалисты, после дообучения смогут оказывать врачи первичного звена - семейные врачи, педиатры, терапевты. Будет также ряд специалистов (например, гинеколог, психиатр и т. п.), визиты к которым будут оплачиваться и без направления семейного врача.

Миф 5. Реформа противоречит Конституции

Все услуги, которые оплачивает государство за лечение пациента, будут оплачены на 100%, как этого требует Конституция. Медицинская помощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета.

На первичном уровне и в случае наступления экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи, других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в лечение и определенные программой медицинских гарантий.

Миф 6. Все медицинские услуги будут с сооплатой

В законе нет ни слова о сооплате со стороны пациента. Медицинские услуги, которые войдут в программы медицинских гарантий, всегда и в полном объеме на 100% будут предоставляться гражданам за счет государственного бюджета.

Однако будут услуги, которые государство не будет оплачивать, например, эстетическая стоматология, пластическая хирургия и прочее.

Миф 7. Реформа не предусматривает повышения зарплаты врачам

Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.

В 2018 году средний тариф за человека, которого обслуживает врач первичного звена, составит 370 грн на год, то есть это 740 000 гривень ежегодного дохода в медицинский кабинет, обслуживающий 2000 пациентов. При этом средний тариф колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до 5 лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше тарифа для молодых людей. Это означает, что врач первичного звена будет получать в год от 740 тысяч до 1 миллиона гривень на свою практику, если наберет максимальное рекомендованное количество пациентов в 2 тысячи человек. Примерно половина этих средств идет на расходы медицинской практики. На 2019 год планируется повысить тариф до 450 гривень в год за каждого пациента.

Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Эти врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединяться с другими врачами, чтобы оптимизировать расходы. Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медицинской помощи. В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией учреждения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует. При этом в автономизированных медицинских учреждениях, которые стали коммунальными предприятиями, тарифные сетки, которые действуют сейчас, не будут применяться.

С 2020 года все медицинские учреждения вторичного и третичного звена перейдут на новую модель финансирования. Национальная служба здравоохранения будет перечислять медучреждениям деньги за оказанную услугу по утвержденным тарифам, единым для всей страны. В тарифе за услугу заложены все расходы на ее предоставление, в том числе - оплата труда медицинского персонала. Базой для расчета компонента оплаты врача в тарифе должно быть 250% от средней зарплаты по стране за июль предыдущего года. В 2018 году базой стала бы сумма 18 347 гривень (средняя зарплата в июле-2017 - 7339 грн).

Миф 8. Национальная служба здоровья - это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 100 млрд грн.

Национальная служба здравоохранения Украины не владеет средствами. Деньги находятся в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. НСЗУ является оператором, который контрактует закупку медицинских услуг и заключает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФЛП.

Кроме того, НСЗУ будет контролировать качество услуг на уровне соблюдения условий договора. То есть НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию - за Минздравом.

Модель НСЗУ имеет малейшие коррупционные риски, поскольку как центральный орган исполнительной власти она подконтрольна Счетной палате, Государственной аудиторской службе, а также антикоррупционным органам - Национальному антикоррупционному бюро и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.

Источник:   ХОГА
Тэги:  медреформа
Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 
 

В этот день