03.01.2016  17:43   

Украинские запчасти для БТР боевиков: в Харькове судят представителя львовской компании

В середине декабря в Киевском райсуде Харькова началось слушание по делу о возможных поставках в «ДНР» с подконтрольных украинским властям территорий элементов боевой техники.


zn.ua
Суд начался в середине декабря

Прямым обвинениям пока подвергается только руководитель «филиала» одной из отечественных промышленных компаний. Но источники в соответствующей отрасли утверждают, что наработанные подозреваемыми схемы вовсю адаптируются другими компаниями, стремящимися заработать на, прямо говоря, вооружении врагов страны.

Речь идет об узлах и элементах боевых машин, таких, как БТР различных типов. Не секрет, что полное уничтожение бронемашины в бою - явление относительно редкое. В большинстве случаев подбитый танк, БТР, БМП и т. д. можно восстановить - были бы производственные мощности да необходимые запчасти.

Несмотря на разруху и «распил» части заводов на металлолом, в «ДНР» остается немало действующих производственных комплексов, пригодных для ремонта бронетехники (как и артиллерийских систем) советских образцов. Цеха таких заводов, как «Донгормаш», «Точмаш» и им подобных, специализировавшихся на производстве оружия еще в советские времена, фактически «разбросаны» по всему Донецку и ряду близлежащих городов агломерации.

Пообщавшись с источниками в оккупированном Донецке, корреспондент выяснил: хотя полный цикл ремонта, а тем более, производства бронетехники сепаратистам сейчас не под силу, отдельные фазы ремонтных работ производить там вполне возможно. Вопрос упирается, опять же, в наличие запчастей.

В середине ноября ряд интернет-СМИ опубликовали информацию о том, что узлы и детали для БТР боевиков поставляются украинской компанией с головным офисом во Львове. В публикациях фигурировала компания «Галподшипник» - один из крупнейших игроков на рынке комплектующих к технике, в том числе боевой. В частности, специализированные подшипники для гусеничной и колесной бронетехники якобы отправлялись на оккупированные территории мелкими партиями, в том числе даже с ручной кладью «мирных граждан», регулярно пересекавших линию разграничения.

«Работают» производители и непосредственно с частными перевозчиками. Весит комплект на целый БТР всего лишь килограммов восемьдесят, при этом один подшипник стоит порядка тысячи евро. Кроме того, существуют вроде как «мирные» виды продукции - например, подшипники для прокатного стана. Такой товар, утверждают специалисты, требуется металлургическим заводам постоянно, так как быстро изнашивается. И если бы в ту же «ДНР» эти элементы не поступали, данные заводы давно остановились бы - как и ряд других производств.

25 ноября компания выпустила пресс-релиз, в котором такие обвинения категорически отвергала. По мнению руководства «Галподшипника», за скандалом стояли конкуренты (в пресс-релизе, однако, не названные). В то же время, документ содержит интересные признания.

Так, в нем сказано, что расформировать существующий с 2002 года Донецкий филиал «Галподшипник» якобы не против, но это невозможно юридически. Хотя, как известно, огромное количество бывших донецких компаний и тамошних филиалов всеукраинских фирм спокойно перерегистрировались на свободной территории (другой вопрос, что некоторые из них продолжают работать и в «ДНР»). Далее, в одном и том же абзаце, сказано, что донецкие склады компании «разграблены» - и в то же время объявляется о невозможности «вывезти остатки продукции». Отчего же террористы не «дограбили» эту продукцию? И главное - о какой именно номенклатуре продукции идет речь?

Наконец, руководство компании честно признает факт расследования, возбужденного против «Галподшипника» харьковской СБУ. Именно это расследование было информационным поводом для публикаций СМИ, упомянутых выше.

Парадоксальным образом оказалось, что частично правы и представители «Галподшипника», и авторы якобы заказных статей о компании. А именно: следствие (и даже не одно) действительно ведется. В то же время, как утверждают источники, СБУ заинтересовалась странной деятельностью львовской компании лишь после получения «сигнала» от, как говорится, неравнодушных граждан.

Однако это не отменяет самого факта ведущегося следствия. И, как уже сказано, не одного. Кроме СБУ, львовскими предпринимателями заинтересовалась Фискальная служба. Там рассматривают прибыльный бизнес на временно оккупированных территориях в первую очередь с «налоговой» точки зрения.

Как выяснили дотошные фискалы, выручку от продаж в «ДНР» харьковский и запорожский филиалы «Галподшипника» получали через системы электронных платежей, причем сначала деньги накапливались в России, и уж потом перебрасывались на украинские счета. Для обналичивания средств, как подозревают налоговики, использовались конвертационные центры, что одновременно позволяло скрывать факт недостачи продукции, подпольно переправлявшейся террористам. Согласно материалам дела, возбужденного еще в конце июня, общая сумма незаконно обналиченных средств достигает 40 млн гривен.

Мало того. Как выяснилось, ЧП «Галподшипник МТС» - тот самый донецкий филиал компании - зарегистрировалась в «органах» сепаратистов, и совершенно открыто платит налоги «ДНР»!

Наконец, как следует из официального ответа СБУ на запрос нардепа Антона Геращенко, через счета, использовавшиеся контрабандистами, также могло проходить финансирование создания «Харьковской народной республики» и других террористических движений.

В настоящий момент суд в Харькове рассматривает лишь действия гражданина по имени Игорь Журавель. В свое время он возглавлял тот самый донецкий филиал «Галподшипника», потом стал руководить перерегистрированным «Галподшипник МТС». Житель Кривого Рога г-н Журавель сейчас находится на территории «ДНР», так что судят его заочно. В то же время, выглядит несколько странным тот факт, что на скамье подсудимых (и то - виртуально) оказался лишь руководитель филиала, хотя соответствующие решения визировались в том числе и руководством самой компании, то есть ни в коей мере не были результатом «самодеятельности» среднего звена.

Между тем, следствие имеет подозрения, что как «Галподшипник», так и некоторые другие компании развивают схему поставок продукции в "ДНР" через территорию РФ. То есть по бумагам товар поставляется российским контрагентам, однако на деле попадает к сепаратистам через подконтрольную им часть российско-украинской границы. В частности, данный вид «бизнеса» якобы осваивают афилированные компании «Промподшипник» и «Подшипниксбыт» (Мариуполь), принадлежащие сыновьям экс-«регионала» Бориса Дейча, который в 2002 - 2006 гг. возглавлял Верховный совет Крыма, а в марте 2014-го активно поддержал оккупацию полуострова Россией.

Если эти данные соответствуют истине, то нынешний судебный процесс в Харькове и соответствующее расследование СБУ и ГФС должны стать лишь первыми звеньями в целой цепи следственных действий и приговоров. А вся государственная система контроля над перемещением продукции «двойного назначения» нуждается, как минимум, в скрупулезной проверке.

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день