13.03.2015  14:01   

Харьковский журнал «Березиль» временно прекращает выпуск

Единственный украиноязычный журнал Харькова накануне своего 60-летия стоит на пороге закрытия.


Харьковский журнал «Березиль» временно прекращает выпуск

«Березиль» – не просто литературный журнал. Это - харьковский украинский бренд, пишет портал «Рідна країна».

Поэтому сделанное на днях заявление главного редактора Владимира Науменко: «Журнал приостанавливает свой выход на неопределенный срок», всколыхнула информационное пространство.

Причины – отсутствие финансирования.

Как сообщили в журнале, Союз писателей Украины три года подряд не дает на издание журнала ни копейки, хотя, по статусу, он является ее официальным печатным органом и, согласно редакционным уставом, на 50% должен финансироваться из Киева.

«Мы теперь в тупике и в прямом, и в переносном смыслах этого слова», - говорит ответственный секретарь редакции Валентина Ростиславова, вспоминая старые добрые времена, когда журнал занимал все «крыло» на улице Чернышевской, 59. Позже журнал втиснулся в четыре комнаты, а теперь – в самый тесный уголок, куда не доходит ни тепло, ни свет. Переселили его писатели с топором. В прямом смысле этого слова.

Недавно в этом двухэтажном особняке хватало места и для писательского Союзе, и для «Березиля», и арендаторам высвобожденных комнат, за счет которых удавалось удерживать недешевое коммунальное хозяйство. А теперь все изменилось из-за непрерывного подорожание жизни. Спасаясь от нищеты, в ХОО НСПУ приняли решение отдать в аренду фактически весь второй этаж дома областной организации партии «Свобода», оставив за редакцией упомянутые две комнаты. Мол, 29 с половиной квадратных метров площади на пятерых человек хватит с головой - сейчас туго у всех.

С этим можно было бы и согласиться, если бы не одна существенная деталь. Редакция боролась за четыре комнаты не для того, чтобы каждому своему человеку выделить отдельный кабинет. «Мы просили НСПУ закрепить за нами на безвозмездной основе 54,5 кв.м., предоставив право сдавать при безвыходном положении часть комнат в субаренду», - говорит Науменко. - «Это мизер, который Союз вполне способен предоставить «Березилю» для спасения профсоюзного журнала».

Позволив субаренду, Союз мог бы реально помочь журналу, который в этом году сможет выйти в мир максимум двумя номерами. Разговоров о более отдаленное будущем здесь избегают вообще. «Вопрос о вероятном закрытии журнала недавно обсуждался на собрании трудового коллектива», - объяснил непростую ситуацию Науменко. - «Березиль» на крайнем пределе. Переступив ее, вернуться обратно почти невозможно. Хотя бы к юбилею дали дожить: 60-летие журнала - через десять месяцев».

Но не дали.

По словам Владимира Науменко, в телефонном разговоре с председателем НСПУ Михаилом Сидоржевским якобы удалось достичь устной договоренности о том, что кабинет главного редактора остается за редакцией «Березиля», но вскоре после этого к редакторскому кабинету пришло шестеро харьковских писателей с топором и начали силой выламывать дверь. В минуты, когда срывался замок, редактор не смог дозвониться до председателя НСПУ, чтобы тот подтвердил устную договоренность, а когда глава Союза таки взял трубку, то сказал лаконично: «Не могу сейчас говорить».

Уже после того, как скандал докатился до СМИ, Сидоржевский озвучил свою позицию в «Фейсбуке». По его версии, с Науменко в телефонном разговоре они согласовали вариант только безвозмездной аренды двух комнат, назвав такое устное соглашение «вполне нормальным решением вопроса». Председатель НСПУ не исключает, «что в будущем Союз сможет предоставить ему (журналу) какую-то небольшую поддержку», но тут же признался: негативное развитие событий тоже не исключено - «Березиль» может закрыться». То есть предложенный Союзом «нормальный» вариант можно назвать откровенным лукавством, ведь журналу (как печатному органу НСПУ), очевидно, уже вынесли приговор. А могли бы предоставить шанс, уступив всего двумя комнатами. Их в двухэтажном литераторском доме не так и мало.

Позиция некоторых членов харьковской областной организации в этой истории оказалась еще категоричнее. Они держат большую обиду на Науменко за то, что тот считает их графоманами, печатая авторов из других регионов. А еще писатели серьезно, по-хозяйски, прониклись проблемой сохранения за Союзом все того же дома. Они говорят, что в его стенах, с приходом нового главы Анатолия Стожука, наконец началась настоящая союзная жизнь: проводятся собрания, творческие вечера, печатаются книги. Ради того, чтобы неожиданный ренессанс продолжался и дальше, они готовы, похоже, брать в руки даже топор. Но насколько этот метод действенный в деле выбора приоритетов?

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 
 

В этот день