21.11.2013  16:12   Павел Козаченко

Харьковские ученые открыли явление, которое позволит лучше выявлять рак

Харьковские ученые открыли явление пьезобиосинтеза в биологических тканях, позволяющее усовершенствовать диагностику рака.

Харьковские ученые открыли явление, которое позволит лучше выявлять рак

За это открытие они получили награду Российской академии наук.

В течение трех лет группа ученых, среди которых был д.т.н. профессор кафедры  информационно-измерительных технологий и систем Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» Павел Щапов, профессора Харьковского НИИ общей и неотложной хирургии Академии медицинских наук Украины В.В Бойко; П.Н. Замятин; В.П Невзоров; Е.М. Климова, а также профессор Харьковского медицинского университета В.И Жуков исследовали проблему быстрого роста клеток при постоянных  нагрузках. Результатом работы стало открытие эффекта, объясняющего рост клеток при воздействии постоянных силовых нагрузок, который они назвали явлением пьезобиосинтеза.

Открытие устанавливает существование ранее неизвестного явления синтеза химического вещества АТФ в клетках под воздействием слабых электрических потенциалов, обусловленных пьезоэлектрическим эффектом жидкокристаллических структур клеточных мембран, механически деформированных внешними воздействиями.

Поскольку АТФ – источник энергии для клеток биологический ткани, способствующий их движению, делению, росту, то эффект пьезобиосинтеза объясняет явление роста клеток при воздействии постоянных силовых нагрузок

Открытый эффект пьезобиосинтеза по-разному проявляется у здоровых и больных клеток, что позволяет на порядок повысить чувствительность методов ранней диагностики онкологических заболеваний. Для этого достаточно измерить пьезобиопотенциал клеток при воздействии механических нагрузок (например, поместив образец крови в центрифугу). Пьезобиопотенциал клеток клеточных мембран при наличии онкозаболеваний превышает в 10 раз норму. Из этого следует, что взяв образец крови, можно в лабораторных условиях измерить пьезобиопотенциал клеток и выявить развитие онкологических заболеваний на самых ранних стадиях.

По результатам проведенных учеными исследований было получено более 15 патентов. В настоящее время ведется работа по созданию переносной информационно-измерительной установки для экспресс-диагностики онкозаболеваний на предельно ранней стадии их возникновения и развития.