Безлепкин Валерий Михайлович

Директор департамента ЖКХ городского совета Запорожья
Вернуться к списку 20.02.2013

Валерий Безлепкин: Облгазы способны безболезненно рассчитаться с кредиторами

Как Вы считаете, с чем связана отмена Кабмином запрета на банкротство облгазов?

– По-моему мнению, отмена Кабинетом Министров Украины запрета на взыскание задолженности с предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) связана с решением Конституционного суда Украины, определившего, что исполнительное производство по взысканию задолженности с предприятий ТЭК может быть приостановлено лишь в случае, если эта задолженность возникла из-за неполных расчетов за энергоносители.

Учитывая, что предприятия ТЭК имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, с 1 января 2005 года вступил в силу Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса».

Этот Закон был действительно актуален в указанный период, когда необходимо было стабилизировать ситуацию в энергетике Украины, улучшить финансовое состояние предприятий ТЭК, предотвратить их банкротство, реструктуризировать кредиторскую и дебиторскую задолженности, повысить уровень расчетов за потребленные энергоносители и инвестиционную привлекательность указанных предприятий. Эти меры были направлены на стабильное и надежное функционирование ТЭК Украины. Впоследствии Верховная Рада Украины неоднократно продляла действие указанного Закона, что привело к перекосам в отношениях кредиторов и предприятий ТЭК. Используя действие данного Закона, энергетические компании Украины стали злоупотреблять данной нормой, резко ухудшились расчеты с кредиторами за поставленные энергоносители, материалы, оборудование, предоставленные услуги и т.д.

Сегодня можно утверждать, что данный Закон сыграл свою положительную роль в стабилизации ситуации в энергетике страны. Большая часть предприятий ТЭК работает со значительной долей прибыли, расчеты потребителей практически по всем категориям составляют 100 %, повысилась инвестиционная привлекательность энергетических предприятий в связи с ростом доходов и увеличением рентабельности.

Решение Кабинета Министров Украины о снятии моратория на взыскание задолженности является своевременным и актуальным, так как сегодня перекосы в расчетах дестабилизируют ситуацию в экономике Украины, в то время как энергетические предприятия имеют и оборотные средства, и восстановили свою платежеспособность, а многие из них сегодня имеют сверхприбыль, которая формируется за счет средств кредиторов.

Какова дальнейшая судьба облгазов?

– Если говорить о судьбе обл- и горгазов Украины, о влиянии отмены моратория, то могу с уверенностью сказать, что на функционировании газоснабжающих, а также энергоснабжающих компаний Украины это никак не отразится. Энергетические компании саккумулировали на своих счетах достаточное количество средств, чтобы безболезненно для своей деятельности рассчитаться со всеми кредиторами и ежедневно обеспечивать надежное газо- и энергоснабжение потребителей Украины. В свою очередь, отмена действия ряда норм данного Закона позволит не только улучшить расчетную дисциплину, но и придаст импульс в развитии промышленного комплекса страны, так как деньги, в первую очередь, поступят в эту отрасль. Во-вторых, расчеты в полном объеме дадут возможность улучшить финансовое состояние НАК «Нефтегаз Украины», генерирующих компаний и угледобывающих предприятий.

Как получилось, что прибыльные предприятие не рассчитались с кредиторами, наращивая долги?

– Этот вопрос необходимо задать действующим руководителям энергетических предприятий, хотя их логика понятна. Зачем рассчитываться с кредиторами, если действующее законодательство позволяет этого не делать. Поэтому я в начале и сказал, что решение Кабинета Министров Украины по отмене моратория на взыскание задолженностей с предприятий ТЭК рассматривается как абсолютно логичный шаг, направленный на стабилизацию функционирования не только энергетических предприятий, а и в целом экономики Украины. И не столь важно, что этот шаг принят после решения Конституционного суда. Я считаю эти действия инструментом, направленным на установление рыночных отношений – государству необходимо  активно влиять на деятельность предприятий с государственной долей собственности. Для этого необходимо более жестко осуществлять финансовый контроль за использованием государственной собственности, оптимизировать бюджеты энергетических компаний, найти новые источники доходов, не связанные с основной деятельностью, но оказывающие существенное влияние на увеличение доходной части бюджета. Также необходимо проанализировать структуру тарифов и выполнение инвестиционных программ. Сегодня необходимо  говорить о роли государства в управлении экономикой, увеличении влияния на деятельность промышленных и энергетических компаний, обеспечивающих жизнедеятельность городов и сел, социально-экономическое развитие регионов, наполнение бюджетов всех уровней. В современных условиях важным фактором, который поможет решить перечисленный вопросы, по моему мнение, является создание и реализация программы «Управление государственной собственностью», но это тема отдельного разговора.

Скажется ли банкротство на безопасности граждан? Не снизится ли качество предоставляемых услуг и темпы модернизации оборудования?

– Я уже сказал, что к банкротству, которое имеет экономические признаки, сегодняшние сообщения о начале процедуры банкротства в обл- и горгазах не имеет отношения. И на безопасности газоснабжения, тем более граждан, не скажется. На надежность и стабильность функционирования газовой отрасли может оказать влияние недостаточный контроль со стороны  Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики. Выполнение инвестиционных программ в большинстве предприятий в 2012 голу было сорвано, договоры на использование государственного имущества, которое не подлежит приватизации не выполняются, техническая политика или отсутствует, или находится в неудовлетворительном состоянии, в то время, когда газотранспортная система, газораспределительные сети изношены на 75-80 %, газовое оборудование  устарело, условия, в которых работают газовики, на уровне если не каменного века, то явно не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность миллионов людей.
Отсутствие четкой инвестиционной политики, направленной на надежное функционирование газовой отрасли (так как сегодняшние собственники обл- и горгазов на первое место поставили получение прибыли любой ценой), – вот что может реально повлиять на надежность газоснабжения и безопасность наших граждан. Эти факторы, безусловно, будут влиять и на темпы модернизации оборудования, сетей, систем учета, а также на качество предоставляемых услуг.

Позволит ли такое банкротство облгазов нынешнему бенефициару списать долги?

– Если говорить с точки зрения действующего законодательства,то у энергокомпаний  сегодня нет ни права, ни возможности списывать кредиторскую задолженность, за нее необходимо рассчитываться

Эксперты говорят, что после банкротства облгазы передадут Газпрому. Насколько реальны такие предсказания?

– Что касается банкротства газоснабжающих предприятий Украины с целью передачи их Газпрому, то это относится к области фантастики. Во первых, банкротство имеет четкое определение, банкротство –– это неспособность организации удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Сегодняшнее состояние обл- и горгазов никакого отношения к реальному банкротству не имеет, а является одним из методов ухода от долгов и расчетов с кредиторами. Во вторых, стоимость газоснабжающих компаний сегодня настолько мизерна (позволю напомнить нашим читателям, что практически все предприятия арендуют газовые сети у государства, а на своем балансе имеют здания и сооружения 60-70-х годов прошлого века и такую же эксплуатационную технику), что такое мощное и финансово стабильное предприятие как ОАО «Газпром» при желании купило бы наши обл- и горгазы без особых усилий .

 -  Назовите финансовые показатели ПАО «Харьковгоргаз» за 10 месяцев 2012 года.

- Если говорить о результатах работы ПАО «Харьковгоргаз» за 10 месяцев 2012 года, то более корректным, по моему мнению, будет анализ работы предприятия по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Так, доходы компании увеличились на 137 млн. 516 тыс.грн., реализация природного газа на 143 млн. 112 тис.грн., объемы транспортировки природного газа практически не изменились и остались на уровне 2011 г., доходы от прочей деятельности увеличились на 1,670 млн.  грн., потери газа при транспортировке и реализации уменьшены на 44 млн. м.куб. Расчеты потребителей превышали 100 процентов, а чистая прибыль предприятия составила 18 млн. 111 тыс.грн.
 

 
Присоединяйся к нам:
Версия для печати
 

 
 
 

В этот день