22.01.2015  07:07   

На Южном вокзале в Харькове навсегда застыл легендарный паровоз ФД20 (ФОТО)

Его поставили туда в назидание потомкам.


На Южном вокзале в Харькове навсегда застыл легендарный паровоз ФД20 (ФОТО)

Много полезного сделала для советских граждан железная дорога и ее сотрудники во все времена, по этому не удивительно, что и памятные знаки устанавливались в их честь. 

Одним из них и стал памятник паровозу ФД20-2238, установленный в честь подвигов сотрудников Южной магистрали в военное и мирное время. Он представляет собой паровоз, некогда благополучно работающий на благо общества. 



Заводское обозначение – 1П – «1-й тип паровоза» согласно введенной в 1931 г. новой системы обозначения типов локомотивов, проектируемых на Коломенском заводе. Так пишет сайт Фотомагисталь (ukrtrains.narod.ru).

К 10 августа 1931 года Коломенским заводом завершен рабочий проект нового паровоза типа 1-5-1 в рекордно короткий срок – 100 рабочих дней, и рабочие чертежи были переданы на Луганский завод, где его построили также в рекордно короткий, даже по меркам мирового паровозостроения, срок – 70 рабочих дней.

Паровозу присвоено обозначение ФД20-1 (Феликс Дзержинский, 20 – нагрузка от движущих осей в тс, № 1).

При его создании был широко использован американский опыт паровозостроения, что явно угадывается во внешнем виде нового паровоза (изучены поставленные из США паровозы с их конструкторской документацией, предоставленной американскими заводами).

31 октября 1931 года в центре Луганска паровоз был представлен общественности.

4 ноября ФД20-1 повел из Луганска в Москву специальный поезд с рабочей делегацией Луганского паровозостроительного завода, где 6 ноября был демонстрационно показан представителям правительства.

В начале ноября 1932 года построен второй опытный паровоз — ФД20-2, в начале 1933 года третий – ФД20-3. Каждый паровоз частично отличался от предыдущего вследствие доработки и усовершенствования конструкции.

С августа начался серийный выпуск паровозов ФД в новых цехах Луганского завода и до конца 1933 года выпущено 20 паровозов (№ 4—23) установочной партии. С целью снижения веса конструкция паровоза снова претерпела изменения.



Январь 1934 года – выпущен паровоз ФД20-24, приуроченный к XVII съезду ВКП(б). Во время прохождения самого съезда — юбилейный ФД20-25. В 1934 году завод строит еще 225 паровозов (№ 26—250) и поставляет на дороги НКПС 181 паровоз (№ 24—204).

В 1935 году завод выпускает 521 паровоз ФД20 (№ 205—725). По сравнению с паровозами 1934 года выпуска, на паровозах 1935 года было внесено несколько крупных изменений, из-за чего этот выпуск получил условное наименование «паровозы второго заказа».

В конце 1935 года Луганский завод сменил название на Ворошиловградский паровозостроительный, паровозотехнический отдел преобразуется в конструкторский. В связи с этим, Коломенский завод передает на Ворошиловградский всю конструкторско-технологическую документацию по паровозам ФД и унифицированных с ФД паровозов ИС.

В 1936 году Ворошиловградский завод выпустил 664 паровозов ФД20 (№ 726—1389), и параллельно с выпуском ФД, начинает строить и ИС (с № 8).

С середины 1940 года Ворошиловградский завод перешел на серийное производство паровозов ФД с широкотрубными пароперегревателями типа Л40 системы Чусова, паровоз стал обозначатся ФД21 (№2884 и №2937).

В связи с военными событиями в 1941 году Ворошиловградский завод выпустил свой последний ФД21-3217, 4 незавершенных паровоза (№3218-3220, 3222) в 1942 году достраивал Улан-Удэнский паровозоремонтный завод.



После войны в связи появлением новых более экономичных паровозов Л (1945) и ЛВ (1952) и принятием Компартии в 1956 году решения о прекращении дальнейшего строительства паровозов, паровозы ФД стали поначалу постепенно, а в 1960-х интенсивно отстранять от работы и исключать из инвентаря.

Также в 1958—1960 годах большое количество (по разным оценкам, от 950 до 1057) паровозов ФД были подарены Китайской Народной республике, где их переделали на колею 1435 мм и ввели в эксплуатацию.

В Харькове под паровозом есть такая надпись «Слава труженикам стальных магистралей».

Он стоит на окраине Карповского сада.

 
Версия для печати
 
 
 
 
 

В этот день