15.12.2015  11:49   

Как сельский житель в Харькове верховную прокуратуру искал (ФОТО)

Все в Харькове знают, что трамвай в Первой столице называли «маркой».


Городской Дозор
Трамвай в Харькове.

Какая марка идет? – спрашивали харьковчане, имея в виду маршрут трамвая, то есть его номер.

А вообще слово «марка» берет свое начало от конки. Так назывался «предвестник» современного трамвая. Грубо говоря, это был трамвай, только на конном ходу: он передвигался на рельсах, но тащили его настоящие лошади. 

До революции от Николаевской площади до Южного вокзала ходила конка. А владел ею итальянец Марко. Вот и харьковчане называли ее «марка». Когда появились трамваи, добавили номер. Вот и все.



Например, украинский писатель написал такой юмористический рассказ.

«Олександр Ковінька розповідав:

- Колись іду по місту Харкову - тодішній столиці України - і зустрічаю свого односельця.

- Кого ви шукаєте? - питаю. - Може, я вам допоможу...

- Та!.. Шукаю верховну прокуратуру.

Я й став пояснювати.

- Сядете на марку номер сім, тоді пересядете на одинадцятий...

Але відчуваю, що моя порада з пересадками на трамвайній колії моєму землякові малозрозуміла, тоді я витяг блокнота й почав малювати, як найкраще дійти до цієї високої установи. Навіть накреслив, у які двері заходити.

Односелець уважно вислухав та:

- Спасибі, спасибі. Воно мені, конешно, зараз і не треба. Та раптом пригодиться... »



Пользователь Сети, который опубликовал этот рассказ, раскопал отцовский блокнот.

«А там – « ...Свердлова 175, кв. ... ...подъезд, ...этаж. 6 маркой до конца», – подтвердил он.

Но мало кто знает, что трамваи в свое время называли по иному – «рембулями».

Откуда произошло такое слово? «Рембуль» – название немецкой фирмы, выпускавшей первые трамваи Харькова. Трамвай тогда было словом новым, не прижившимся еще в харьковском сленге, а выражение «рембуль» откровенно нравилось харьковчанам.

Теперь слова рембуль и марка по отношению к трамваем и вовсе вышли из употребления. Редко-редко встретишь пожилого человека, который кличет трамвай звучным словом «марка».

Кстати. В Харькове когда-то ездили трехвагонные трамваи. Более того, четырехвагонные марки тоже присутствовали в Первой столице – в советские годы.

А во время того, как фашисты вошли в Харьков в 1941 году, трамваи (и троллейбусы, кстати) исполняли роль самых настоящих баррикад.

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати
 
 
 

В этот день