07.06.2013  09:31   

Ремни безопасности и ограничители скорости в автобусах появятся не скоро

Транспортное лобби сумело убедить Мининфраструктуры дать дополнительное время на переоборудование автобусов в соответствии с европейскими нормами безопасности.


// mk.tula.ru
Ужесточение норм безопасности произойдет еще не скоро

Новый закон «Об автомобильном транспорте» может быть принят с существенными поправками в части безопасности автомобильного движения, пишет «КоммерсантЪ-Украина».

Последняя редакция законопроекта (копией располагает «КоммерсантЪ-Украина») содержит норму об отсрочке введения правил по усилению мер безопасности перевозок пассажирским и грузовым автотранспортом. Так, в автобусах ремни безопасности появятся через год после вступления закона в силу, а ограничители скорости должны быть установлены через два года. Эти поправки предложила внести Всеукраинская ассоциация автомобильного транспорта (ВААП). В Министерстве инфраструктуры не полностью учли замечания ассоциации: ВААП просила отложить внедрение ремней, тахографов и ограничителей на два года. Львовская областная организация работодателей в сфере транспорта и вовсе добивалась отсрочки на три года.

Сейчас документ проходит стадию обсуждения в различных органах власти и общественных организациях, после чего его передадут в Кабмин, а затем – в Верховную раду. Принять законопроект планируется до конца лета – это предусмотрено в национальном плане действий на 2013 год по внедрению программы экономических реформ президента Виктора Януковича на 2010-2014 годы.

Напомним, согласно первоначальному тексту законопроекта (см. «КоммерсантЪ-Украина» от 20 марта), ремнями безопасности пассажиров и водителя следует оборудовать все автобусы, кроме работающих на городских и пригородных маршрутах. Устройства ограничения скорости должны быть у грузовых автомобилей (с полной массой свыше 3.5 т и датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 года), автобусов (с датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 года) и автобусов специализированного назначения, предназначенных для перевозки школьников. Благодаря этим устройствам максимальная скорость грузовых автомобилей не будет превышать 90 км/ч, автобусов – 100 км/ч, а автобусов для перевозки школьников – 70 км/ч. Тахографы (устройства для контроля и регистрации скорости движения, пробега автомобиля, периодов труда и отдыха экипажа) должны быть у перевозчиков, работающих на нерегулярных и регулярных специальных пассажирских маршрутах, а также на регулярных пассажирских междугородных автобусных маршрутах протяженностью 50 км и более. Грузовикам нужно иметь тахографы в случае перевозки опасных грузов, а также грузов полной массой от 3 т. В законе необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение правил безопасности.

Предусмотренные законопроектом правила безопасности скопированы из норм, принятых в Евросоюзе. Смягчить их пытались не только в ВААП. Например, Мининфраструктуры отклонило просьбу профильного комитета Верховной рады исключить требование оборудовать тахографами автобусы, выполняющие нерегулярные и специальные регулярные пассажирские перевозки.

В ВААП утверждают, что поддерживают инициативу министерства, но выполнить требования закона без отсрочки невозможно. «Во-первых, перевозчики эксплуатируют довольно много старого транспорта, оснастить который тахографами и прочим оборудованием довольно сложно. А во-вторых, автотранспортная отрасль находится в упадке: многие предприятия убыточны и попросту не найдут средств на переоснащение», – объяснил «КоммерсантЪ-Украина» президент ВААП и глава подкомитета по вопросам автотранспорта комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря (Партия регионов).

Назвать сумму, необходимую отрасли для закупки средств безопасности, господин Шкиря не смог. Но переоборудование автопарка обойдется компаниям действительно недешево. Стоимость тахографа составляет около 6,5-11 тыс. грн, комплекта ремней безопасности – 5-10 тыс. грн. Вице-президент ВААП Владимир Вакуленко оценивал общий автобусный парк в Украине в 56-60 тыс. единиц. Около 35% из них – старые автобусы наподобие ЛАЗа, которые невозможно переоборудовать в соответствии с правилами.

Если предложения ВААП не будут учтены Министерством инфраструктуры в окончательном варианте документа, ассоциация будет добиваться изменения закона в Верховной раде, обещает Игорь Шкиря. «Вопрос безопасности очень важен для нас, но, думаю, закон должен предусматривать отсрочку от 24 до 36 месяцев, чтобы все успели выполнить его требования», – заявил «КоммерсантЪ-Украина» глава парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Борис Колесников. Но координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава считает, что откладывать введение этих норм уже некуда: «Игра в отсрочки длится уже порядка 15 лет, и все это время власти шли на компромисс, рискуя безопасностью пассажиров. Но речь ведь не идет о миллиардных инвестициях. Любой перевозчик может их осилить». По его словам, против ограничителей и тахографов особенно выступают грузовые перевозчики, которые привыкли превышать скорость на трассе. От этого зависит скорость доставки груза и, соответственно, количество рейсов. Господин Кава надеется, что документ поступит в парламент без подобного рода правок. «Во всяком случае новые правила безопасности – это требование президента», – подчеркивает он. Впрочем, участники рынка признают, что Игорь Шкиря – довольно влиятельный человек в отрасли.

По данным Госавтоинспекции, за 8 месяцев 2012 года в Украине зарегистрировано 978 ДТП с пострадавшими с участием водителей автобусов всех форм собственности. В этих ДТП погибли 198 человек и 1786 человек травмированы. Основными причинами аварий являются нарушение водителями автобусов правил маневрирования (39.5% всех ДТП), несоблюдение дистанции (20.5%), превышение безопасной скорости движения (15.9%) и нарушение правил проезда перекрестков (6.,9%).

 
Версия для печати
 
 
 
 
 

В этот день