17.09.2012  10:44   

Реклама сигарет ушла из супермаркетов и Интернета

В Украине вступили в силу новые ограничения на рекламу сигарет. У табачных брендов и их реализаторов отбирают последние инструменты – продвижение в точках продаж и рекламу в интернете.


// biz.liga.net
Дело табак

Под запретам оказались также всевозможные акции, лотереи и конкурсы, которые так или иначе связаны с покупкой сигарет. Ритейл к новым правилам подготовился, но боится разночтений, пишет ЛIГАБiзнесIнформ

Финальный запрет

В воскресенье, 16 сентября, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий» №3778-VI. С этого дня, согласно разъяснениям Госудерственной инспеции Украины по вопросам защиты прав потребителей, будет полностью запрещена, во-первых, массовая реклама сигарет в местах их продажи (на кассах супермаркетов, в киосках, которые торгуют сигаретами), а, во-вторых, реклама сигарет в Интернете (кроме сайтов для совершеннолетних).

Важным новшеством является запрет на предложение или предоставление бонусов, премий, возвращение наличных денег, право на участие в лотерее или конкурсе, которые прямо или опосредовано связаны с покупкой и употреблением табачных изделий.

Нарушителям закона грозит штраф, базовая ставка которого составляет от 30 до 50 тыс.грн.

В то же время, предпринимателей обещают не штрафовать за само наличие сигарет на витринах ларьков, на прилавке или полке супермаркета, т.к. в законе нет норм, которые бы запрещали размещение пачек сигарет на витрине торговых точек. Но при этом и внешний вид, и упаковка табачных изделий должны полностью отвечать требованиям законодательства.

Что же касается интернета, скорее всего реклама останется на специализированных сайтах, которые запрашивают авторизацию. Аналогичный подход применяется сегодня алкогольными брендами.

Ритейл подготовился к запрету

Со вступлением в силу новых ограничений снижения объемов продаж в рознице не ожидается, говорит директор по маркетингу Billa Ukraine Максим Сабельников. «Да, доля продаж табачных изделий весомая, но мы не ожидаем снижения объемов их продаж. Это связано с тем, что постоянные потребители сигарет, доля которых наиболее весома в продажах табачных изделий, имеют устоявшиеся привычки, вкусы и постоянную частоту потребления», – констатировал он.

Не ожидают снижения объема продаж табачных изделий и в торговой сети Велика Кишеня. При этом ведущий специалист отдела развития связей с общественностью Елена Разумова отметила, что, возможно, в связи с новыми правилами не будет роста продаж у новых табачных марок. Ведь потребитель с ними не знаком и уже не будет иметь прежних возможностей познакомиться.

Изменения, которые вызовет новый запрет, носят скорее долгосрочный характер, говорят ритейлеры. «Опыт подобных запретов в других странах говорит о возможном постепенном снижении продаж в долгосрочной перспективе, с годами, за счет того, что меньше детей начинает курить, а больше взрослых прекращает», – добавляет Максим Сабельников.

Имея полгода на подготовку к новым правилам, ритейл успел привести торговые точки в соответствие с новыми требованиями. Максим Сабельников рассказал, что в супермаркетах Billa была удалена вся табачная реклама, включая рекламу на сигаретных боксах. Однако сами боксы, по его словам, останутся. «Это не противоречит закону», – отметил он. Кроме того, из договоров с поставщиками табака теперь исчезнут пункты о рекламных и маркетинговых услугах.

Готова к новым нормам закона и Велика Кишеня, говорит Елена Разумова – вся реклама табачных изделий из магазинов сети была удалена. «Но на самом деле активные курильщики и без рекламы покупают сигареты. Производители сильно не пострадают. А вот потенциальных курильщиков станет, конечно, меньше», – считает она.

Табачники боятся разночтений

О своей готовности к новым правилам говорят и сами табачники. Филип Моррис Украина изменила подходы к совершеннолетним потребителям, привела в соответствие с новыми требованиями торговое оборудование, рассказывает менеджер по вопросам корпоративных коммуникаций Филип Моррис Украина Елена Калабаня.

По ее словам, торговое оборудование на кассах супермаркетов, которое отвечает новым требованиям, будет и далее использоваться. Но рекламные материалы на нем размещаться уже не будут.

Но на витринах ларьков и магазинов сигареты останутся. «Закон не запрещает размещение табачных изделий на прилавках, витринах и торговом оборудовании в местах продажи табачных изделий, что было также подтверждено представителями Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей», – отметила Калабаня.

Что же касается поставщиков, особых перемен в отношениях с ними не предусмотрено. Ведь новый закон не регулирует договорные отношения между производителями и предприятиями торговли, что подтвердили представители Госинспекции. Единственное, из всех договоров убирается пункты о предоставлении рекламных и маркетинговых услуг.

Вместе с тем, говорят табачники, хотя подготовка была проведена, в новом законе есть разночтения, которые можно трактовать неоднозначно. «Поэтому мы надеемся на взвешенный подход со стороны органов, которые будут контролировать его исполнение, а также рассчитываем на установление конструктивного диалога между контролирующими органами и индустрией», –подчеркнула представитель Филип Моррис.

Чтобы четко определить, кто и какую ответственность будет нести по новому закону, Госинспекция разработала совместно с Минэкономразвития проект изменений в Порядок наложения штрафов за нарушения законодательства о рекламе. Документ обещают передать в Кабмин в ближайшее время.
 

 
Версия для печати
 
 
 
 
 

В этот день