18.01.2017  16:58   

Систему высшего образования Украины ждут изменения - МОН

В министерстве обсудили вопросы обеспечения качества высшего образования в рамках проекта Среднесрочного плана приоритетных действий правительства до 2020 года.


kharkivoda.gov.ua
В 2017 году к ключевым приоритетным задачам МОН относятся:
 
- разработка стандартов высшего образования;
 
- наработка методической базы и оказание практической помощи вузам в создании системы внутреннего обеспечения качества;
 
- создание Национального репозитария академических текстов;
 
- использование технологии ВНО для отбора поступающих в магистратуру по специальности 081 «Право».
 
Как отмечают в МОН, разработка стандартов высшего образования длится с ноября 2015 года и до конца 2017-го в министерстве планируют утвердить большинство из них: 120 - для образовательного уровня «бакалавр», 80 – «магистр» и 50 – «доктор философии».
 
В дальнейшем предусмотрено завершение работы над стандартами (в 2020-2025 гг. предполагается пересмотр их концепта) и совместная работа со стейкхолдерами над созданием национальной системы квалификаций, отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов.
 
Вопрос создания систем обеспечения качества высших учебных заведений сегодня в значительной степени зависит от работы Национального агентства по обеспечению качества высшего образования, ведь полномочия по реализации этих систем полностью отнесены к его компетенции. Поэтому в 2017 году МОН надеется на расширение совместной работы с агентством и иностранными партнерами для отработки таких систем.
 
«Сейчас видится следующий алгоритм: создание системы внутреннего обеспечения качества вуза, ее сертификация, аккредитация вуза и самоаккредитация образовательных программ. И это будет уже не просто академическая автономия, а высокий уровень доверия государства к вузам», – пояснил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.
 
Весомым шагом в поддержку академической добродетели станет создание до конца 2017 года Национального репозитария академических текстов. В нем будут собраны фактически все образовательные и научные тексты в том виде, в котором они подвергаются обработке, просмотру и сравнению. Рабочая группа уже подготовила проект Положения о Национальном репозитарии академических текстов и параллельно идет разработка регламента работы репозитария, в котором будут определены все технические вопросы. После запуска ресурса, в течение 2018-2019 годов, планируется создание Национальной наукометрической системы.
 
С 2017 года все поступающие в магистратуру по специальности «Право» должны будут сдавать ВНО. В прошлом году эта технология была апробирована в 9 вузах и получила достаточно положительную оценку. В целом же отбор в магистратуру по специальности «Право» с применением ВНО станет одним из инструментов для решения важного задания, предусмотренного законом «О высшем образовании»: введения Единого государственного квалификационного экзамена по отдельным специальностям в 2019-2020 годах.
 
Во время обсуждения директор Департамента высшего образования напомнил, что в целом в проекте плана сформулированы четыре ключевых приоритета в сфере образования. Это – качественное, современное и доступное общее среднее образование (новая украинская школа); модернизация профессионального образования; обеспечение качества высшего образования; новая система управления и финансирования науки.
 
«Эти четыре цели должны иметь синергетическую связь, ведь в проекте есть вопросы, где высшее образование связано с новой украинской школой, в частности, относительно реформы педагогического образования. Есть точки соприкосновения с профессионально-техническим образованием, поскольку постепенно реализуется задача о переводе образовательного уровня «младший специалист» в сфере профессионального образования. Что же касается науки, то в последнее время она все активнее развивается в университетах, а не только в академических организациях», – отметил Олег Шаров.
 
Отдельное внимание в ходе обсуждения было уделено индикаторам оценки изменений в системе высшего образования. Сейчас МОН преимущественно ориентируется на Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
 
«Если сегодня Украина в целом занимает позицию очень посредственную – 85 ступенька, то у высшего образования есть потенциал, который позволяет быть на 33 месте, и это фактически лучшая позиция Украины в разрезе отраслей. Однако, когда мы начинаем смотреть отдельные показатели образовательной области, то видим, что у нас есть не только ряд сильных позиций, но и ряд очень слабых – в частности, качество школ менеджмента, степень подготовки персонала, обучения по месту работы», – отметил руководитель Департамента высшего образования.
 
Именно поэтому одной из ключевых задач системы высшего образования является повышение рейтинговых показателей качества менеджмент-образования, как минимум, на 10 позиций, что будет способствовать повышению эффективности управления и экономическому развитию страны.
 
Кроме того, по мнению Олега Шарова, упомянутые показатели подтверждают тот факт, что сегодня надо перезагрузить систему последипломного образования, построить систему признания неформального образования и информального обучения. Однако эти вопросы, скорее всего, будут рассматриваться уже после принятия нового закона «Об образовании», и изменения в системе последипломного образования станут одной из главных тем следующего года.
Источник:   ХОГА
Тэги:  мон, высшее образование, харьков
Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день