28.01.2015  15:46   Лилия Ангорская

От Востока до Запада: харьковчанам в Тернополе показали музей политзаключенных (ФОТО)

В самом центре Тернополя есть уникальный историко-мемориальный музей политических заключенных. А в июле прошлого года здесь открыли экспозицию, посвященную известному поэту, публицисту и «борцу за Украину» Степану Сапеляку, который длительное время проживал в Харькове.


Городской Дозор
При входе в музей установлен бюст Степана Бандеры

Подвалы, где с 1944 по 1986 года размещались помещения советских спецслужб и камеры следственного изолятора, харьковским журналистам показали в рамках проекта «От Востока до Запада», в котором приняли участие представители СМИ из восточных и южных регионов Украины.

Самый большой в Украине историко-мемориальный музей политзаключенных был открыт и освящен 14 октября 1996 года. Его основателем стали областной краеведческий музей, Институт национального возрождения Украины и областная организация Союза политзаключенных и репрессированных Украины.

Атмосфера, которая царит в подвалах, - очень тяжелая. Длинный коридор и 28 камер, каждая из которых буквально пропитана отчаянием. Сейчас здесь размещаются экспозиции истории национально-освободительной борьбы на территории Тернопольщины, а всего лишь в середине прошлого века в бетонные «мешки» площадью в несколько квадратных метров помещали по двадцать-тридцать человек - украинских патриотов и националистов. Люди находились здесь в кромешной темноте, так как окон не было. Также не было ни стульев, ни лежаков. В лучшем случае спать приходилось просто на холодном бетоне, а в худшем – вообще никак, так как пол заливали водой. Дневной «рацион» заключенного состоял из двух стаканов воды и трехсот граммов хлеба. А туалетом служило металлическое ведро, установленное здесь же, в камере.

Сейчас в камерах светло, много фотографий и материалов о тех страшных временах, деятельности ОУН-УПА на Тернопольщине и репрессированных «шестидесятниках», в частности, Вячеславе Чорноволе и Лине Костенко. В одном из помещений установлен макет концлагеря, выставлена одежда и предметы быта политзаключенных, в другом - коллекция макетов повстанческих крыивок с интерьером.









Отдельное помещение музея выделено под экспозицию, посвященную поэту, члену Украинского Хельсинского союза и диссиденту Степану Сапеляку. Здесь представлены личные вещи, сборники поэзий, сумка из крокодиловой кожи, подаренная Вячеславом Чорноволом, портреты, документы и семейные фотографии.

В студенческие годы (Сапеляк учился на филологическом факультете Львовского университета) он писал песни об ОУН-УПА «за волю святую» и даже прислал в издательство сборник стихов, который один из рецензентов охарактеризовал как «националистический». Вначале его исключили из комсомола и вуза, а в скором времени арестовали сотрудники КГБ и бросили в тернопольский следственный изолятор на восемь месяцев. За то, что в ночь на 22 января 1973 года в честь 50-й годовщины Акта Соединения УНР и ЗУНР в городе Чорткове Сапеляк и его товарищи вывесили желто-голубые флаги и расклеили листовки с призывом освободить политзаключенных из советских тюрем и концлагерей.



За антисоветскую агитацию и пропаганду суд приговорил Сапеляка к пяти годам тюрьмы и трем годам ссылки. Наказание он отбывал в концлагерях и тюрьмах Сибири и Дальнего Востока, в 1983 году «под гласным надзором» КГБ поселен в селе Безлюдовка Харьковской области, а в 1991-м – реабилитирован Генпрокуратурой Украины «в связи с отсутствием состава преступления». Здесь, на Харьковщине, Сапеляк занимался литературой, а также вел активную политическую и общественную деятельность, за что был отмечен государственными и международными наградами. Умер Сапеляк в феврале 2012 года в Харькове.





А в помещении, где размещается экспозиция, посвященная УПА и, в частности, Степану Бандере и Роману Шухевичу, журналисты встретили старшего научного сотрудника музея Игоря Олещука, который провел экскурсию и немного рассказал о себе. 83-летний Игорь Андреевич на свой возраст не выглядит, много улыбается и сложно представить, что у этого человека такая непростая судьба: в юности он сам был брошен в один из этих изоляторов, а после – отправлен в ссылку в исправительно-трудовые лагеря.

В возрасте пятнадцати лет Игорь Олещук увлекся украинской литературой и, как и многие его сверстники, поступил в юношескую организацию ОУН, в чем его быстро разоблачили и поместили в одну из камер следственного изолятора. А осенью 1948-го военный трибунал приговорил семнадцатилетнего парня к 25-ти годам лет лишения свободы с отбыванием наказания на шахтах Воркуты.

«Тогда молодежь была патриотически настроена и попадала в тюрьму целыми группами. Для сравнения, если малолетних заключенных фашизма было всего 20 человек, то в сталинских лагерях их было 2,5 тысячи. Я ежемесячно подавал отчет о событиях в моем селе в Збаражское районное отделение Украинской повстанческой армии. Подписывался псевдонимом, но сотрудники КГБ вычислили меня, сравнив почерк в отчете с моей школьной контрольной работой. Следствие было очень тяжелым. Меня и били, и обливали водой. В итоге я признался, и мне предложили сотрудничество – передавать информацию о повстанцах. В связи с тем, что в районах не было закрытых судов военных трибуналов, меня привезли в Тернополь, после чего отправили в ссылку на 25 лет. Вначале был этап во Львов, потом в Воркуту. А после смерти Сталина судебные комиссии пересматривали дела вначале немцев и поляков, а потом малолетних заключенных. Мне сняли две третьих срока. Я вернулся сюда, шесть лет работал на сахарном заводе. Потом заочно закончил энергетический факультет и 35 лет работал в облэнерго. А когда вышел на пенсию, мой знакомый основал в этих подвалах музей, а я сделал первую экспозицию», - рассказал Игорь Андреевич.



P. S. В музее пояснили, что национализм – это преданность своей нации (именно нации, а не народу, потому что народ может быть многонациональным). Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью. Понятие не предполагает агрессию по отношению к другим нациям, этническую, культурную и религиозную нетерпимость. Из-за того, что современные радикалы все чаще подчеркивают свою националистическую окраску, национализм воспринимается как нечто негативное.

 
Версия для печати
 
 
 
 

В этот день