29.03.2013  08:25   

Правительство одобрило бюджетную политику на 2014 год

Кабинет министров утвердил основные направления бюджетной политики на 2014 год. Новый государственный бюджет будет подготовлен с учетом прогноза реального роста экономики на 3% и потребительской инфляции в 8%.


visnyk.zp.ua
Правительство одобрило бюджетную политику на 2014 год

Чтобы осуществить все необходимые расходы, правительство сохранит 3-процентный дефицит бюджета, а значит, продолжит наращивание госдолга. Важных реформ в бюджетной сфере не будет: как и прежде, обещана децентрализация местных бюджетов, поддержка ЖКХ и аграриев. Большинство обещаний так и останется на бумаге, уверены эксперты, к тому же чем более декларативным является документ, тем выше шансы на его поддержку в парламенте, пишет «КоммерсатЪ-Украина» в статье «Счет идет на проценты».

Проект распоряжения Кабинета министров «Об утверждении основных направлений бюджетной политики на 2014 год» был одобрен членами правительства в среду, но окончательно его должны согласовать лишь к понедельнику. Согласно Бюджетному кодексу, Кабмин обязан ежегодно до 1 апреля определять приоритетные задачи для очередного госбюджета. Как следует из документа (копией располагает «КоммерсатЪ-Украина»), бюджет будет разработан с учетом номинального ВВП в 1.69 трлн грн (на 7% больше плана на 2013 год). Этот показатель базируется на оптимистическом сценарии, предложенном Минэкономразвития, хотя пессимистический прогноз предусматривает рост до 1.61 трлн грн. Реальный рост экономики, согласно обоим прогнозам, составит 3%, что меньше прогноза на текущий год – 3.4%. Однако потребительская и промышленная инфляция ускорятся до 8.3% и 8.6% соответственно. Среднего годового обменного курса гривны к доллару США в документе нет.

Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец называет правительственные прогнозы очень осторожными. Если в текущем году, как ожидает МВФ, роста экономики не произойдет, то обеспечить экономический подъем в 2014 году будет проще, считает господин Геец. Но в случае увеличения ВВП в текущем году даже на 2% заложенные 3% роста станут оптимистическими. «Не нужно забывать, что наша экономика зависит от Европы, и все, что творится в еврозоне, картину не улучшает, – добавляет он. – Если всплески продолжатся, то все правительственные прогнозы могут полететь вверх тормашками».

У руководителя аналитического департамента SP Advisors Виталия Ваврищука такие прогнозы не вызывают доверия из-за сохранения проблем в мировой экономике: «Расхождения могут быть от 0% до 5%, поэтому, наверное, ориентироваться на 3% оправданно». А более высокая инфляция обеспечит рост доходов бюджета, подчеркивает он. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский отмечает, что в программе активизации экономики на 2013-2014 годы указан рост ВВП в 2014 году в 5-6%: «Документы уже не взаимосвязаны».

В этих условия правительство готово, как и в текущем году, установить максимально допустимый дефицит бюджета – 3% от ВВП. И если в прошлом году сначала планировался дефицит 0.8-1%, и лишь перед принятием бюджета его повысили, то сейчас 3% прогнозируются сразу. Финансирование этой «дыры» будут обеспечивать заимствования, упоминаний о приватизации в документе нет. Госгарантии не должны превышать 3%. В итоге госдолг будет более 31%. «3% дефицита и рост экономики в 3%, в принципе, в какой-то степени коррелируются, но правительство балансирует на грани возможного»,– отмечает господин Геец.

Документ, как и в предыдущие годы, носит общий характер, но список основных направлений бюджетной и налоговой политики, мер поддержки регионального развития и децентрализации местных органов власти даже сократился. На фоне снижения ставок НДС и налога на прибыль правительство решило расширять доходную часть бюджета за счет налога на недвижимость – увеличения базы налогообложения с жилой площади на общую с привлечением к уплате налога коммерческой недвижимости, что может добавить 2 млрд грн к ожидаемым в текущем году 70 млн грн.

Увеличится плата за пользование недрами, а помимо внедрения трансфертного ценообразования, Кабмин готов ввести дополнительный специальный налог на операции отечественного бизнеса с резидентами стран с благоприятным налогообложением. Еще в 2011 году вице-премьер Сергей Тигипко предлагал ввести 15-процентный сбор для увеличения доходов Пенсионного фонда.

Намерения улучшить отношения государственной казны с местными бюджетами в большей степени остаются на бумаге – по-прежнему обещано увеличение финансовой состоятельности и их поддержки через фонд регионального развития. «Расплывчатые формулировки «увеличить», «усовершенствовать», «сбалансировать» дают возможность правительству ничего не делать», – считает эксперт Ассоциации городов по мониторингу законодательства в вопросах бюджета Александр Слобожан. По его словам, утвержденный Бюджетным кодексом фонд регионального развития не работает в полном объеме из-за отсутствия подзаконных актов, предусматривающих механизм финансирования. «Хотя по факту 1 млрд грн все же получен вместо 3-4 млрд грн», – добавляет он.

Хотя есть и позитивные подвижки со стороны правительства – еще в 2012 году были сняты ограничения на заимствования для городов с населением более 300 тыс. человек. Местные органы власти просили снять ограничения в полном объеме, оставить на местном уровне 25% налога на прибыль, изменить принцип взимания туристического сбора. Но эти идеи отклонил Минфин.

Поддержаны предложения Минрегионстроя по комплексной модернизации систем тепло-, водопоставки и водоотвода, установке счетчиков, новых стандартов качества услуг ЖКХ, стимулированию создания объединений совладельцев многоквартирных домов и привлечению частного инвестора. Не лишатся поддержки аграрии, которые получают самый значительный объем налоговых льгот. Впрочем, среди приоритетных для поддержки отраслей у правительства уже нет горно-металлургического комплекса и угольно-добывающих предприятий. Уже несколько лет подряд первоочередными для финансирования являются художественные коллективы и цирковые организации. «Ценность этого документа в том, что в нем есть хоть какие-то цифры-прогнозы. Все остальное – желания Кабмина, которые будут реализованы, если получится, – считает господин Ваврищук. – Поэтому нужно более узко фокусироваться, без этого теряется эффективность мониторинга и появляется возможность для манипуляций». Поэтому не факт, что будут выполнены многие обещания, например по пересмотру льгот. «А что они подразумевают под усовершенствованием или выработкой объективных критериев для предоставления налоговых льгот? Здесь может быть что угодно», – добавляет Андрей Забловский.

В парламентском комитете по вопросам бюджета готовы поддержать даже декларативный документ. «Большинство в комитете – это представители Партии регионов, и мы полностью поддерживаем действия правительства, – заверил «КоммерсатЪ-Украина» член комитета Артем Щербань (Партия регионов). – Может, и будут некоторые изменения, но в целом это будет тот документ, который подаст Кабмин». Хотя, например, господин Щербань не соглашается с увеличением платы за пользование недрами. Его коллега по комитету Олег Медуница («Батькивщина») даже не сомневается во всеобщей поддержке документа: «Но чтобы там не было принято, все будет распределяться в ручном режиме».

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день