08.06.2012  08:38   

Скандал вокруг ТВ: исследователя аудитории каналов подозревают в необъективности

Участники рекламного рынка больше не могут быть уверены в достоверности данных о предпочтениях украинских телезрителей.


// Коммарсанта
«Независимым зрителям» рекомендуют, что смотреть

На рынке телевидения разгорелся скандал. Исследовательская компания GfK Ukraine, на основании данных которой осуществляется продажа телерекламы, обвиняется в утечке информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по искусственному завышению показателей. Проверкой этих фактов сейчас занимается МВД, что грозит уголовной ответственностью должностным лицам GfK. А скандал может привести к тому, что рекламодатели потребуют пересмотра результатов размещения рекламы, отмечают на каналах, пишет КоммерсантЪ-Украина.

Исследование аудитории телеканалов компанией GfK, на основании которых продается телереклама в Украине, недостоверно, заявил вчера журналистам директор телеканала RuMusic Рудольф Кирнос. По его словам, в Киеве с 2008 года работает посредническая компания, предлагающая каналам искусственно завысить свой рейтинг. «По нашим данным, в схеме задействованы минимум два достаточно высокопоставленных лица в GfK Ukraine, выдавшие третьим лицам конфиденциальную базу адресов», – отметил господин Кирнос.

Исследование телеаудитории в Украине проводится в 2.5 тыс. домохозяйств (более 6 тыс. зрителей). Их адреса и имена являются коммерческой тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Все телевизоры в этих домохозяйствах оборудованы специальными приборами – пиплметрами, которые регистрируют просмотр ТВ-программ. На основании этих данных рассчитывается курс медиавалюты – GRP (пункт рейтинга), по которой продается реклама на ТВ.

По данным господина Кирноса, компания подкупала домохозяйства, участвующие в исследовании, и требовала от них смотреть определенные каналы. В качестве доказательств он предоставил инструкцию, которую заказчики отправляли домохозяйствам (копия имеется в распоряжении «КоммерсантЪ-Украина»). В инструкции за сентябрь 2011 года содержатся указания на период до января этого года. В категории «смотреть» в документе указаны каналы OTV, «Макси-ТВ», «Меню-ТВ», «Первый автомобильный» и ТВ?. В категории «не смотреть» – отдельные передачи на каналах ТЕТ, «Студия 1+1», «Интер» и СТБ, а также каналы «Тонис», «5 канал», «Первый национальный», «Малятко-ТВ», RuMusic, «Сити» и другие.

В инструкции также сказано, что «просмотр «Нового канала» больше не оплачивается». Аудитория этого канала начала резко падать в середине прошлого года, и ее сокращение продолжается и в этом году. Ирина Лысенко, занимавшая тогда должность гендиректора «Нового канала», опровергла эту информацию. «Я не понимаю, о чем идет речь. Насколько мне известно, ни «Новый», ни любой другой канал StarLightMedia (СТБ, ICTV, М1 и другие. – «КоммерсантЪ-Украина») никогда не оплачивал мошеннические схемы», – отметила она.

Господин Кирнос сообщил, что подал заявление в Печерский райотдел милиции с требованием наказать виновных. В МВД вчера не смогли уточнить результаты рассмотрения заявления, но, по словам Рудольфа Кирноса, уголовное дело по его обращению пока не возбуждено. Название компании он сообщить отказался.

В GfK сообщили, что в компанию уже обращались представители МВД. «Сейчас мы разбираемся с этой ситуацией. Если действительно была утечка конфиденциальной информации, мы должны обнаружить ее источник», – отметила руководитель медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова. Она подчеркнула, что результатами исследований часто бывают недовольны отдельные вещатели, но компания всегда отвечает на их запросы. В распоряжении «КоммерсантЪ-Украина» есть также письмо главы юридического департамента материнской компании GfK SE Роланда Фюрста, адресованное господину Кирносу, в котором тот заверяет, что все факты будут внимательно расследованы и компания намерена сотрудничать со следствием.

Участники рынка отказываются от официальных комментариев. Но в неофициальных беседах менеджеры телеканалов говорят, что ситуация беспокоит вещателей. «Последние две недели рынок пытается разобраться, где утечка и что теперь делать. Звучали предложения провести новый тендер, либо сменить технологию исследования», – рассказывает источник «КоммерсантЪ-Украина» в руководстве одного из крупнейших холдингов на правах анонимности. В этом году объем рынка телерекламы составит 3.8 млрд грн. А доход GfK Ukraine от предоставления данных об аудитории телеканалов оценивается экспертами более чем в $2 млн в год. «В любом случае необходимо продумать схему отчета исследователя перед заказчиком», – отмечает другой собеседник «КоммерсантЪ-Украина», так как до сих пор GfK не давал убедительных объяснений по поводу резких скачков телесмотрения.

Если недостоверность исследования GfK будет доказана, это станет катастрофой для всего телевизионного и рекламного рынка, отмечает госпожа Лысенко. «Пункты рейтингов – это деньги каналов. Как покупать рекламу, если не знать, за что платишь? Рекламодатели наверняка потребуют пересмотра контрактов, некоторые сделки придется разорвать», – говорит она. К тому же на основании исследований каналы выбирают программы, которые они будут снимать. «Без достоверного исследования производство качественного контента будет невозможно», – отмечает госпожа Лысенко.
 

 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день