15.02.2012  14:45   Станислав Аланин

Земельный надел для кандидата: мажоритарных округов еще нет, но обиженные уже есть

Вступивший в силу новый закон про выборы народных депутатов Украины установил смешанную, пропорционально-мажоритарную избирательную систему. Поэтому в ближайшие месяцы Центральной избирательной комиссии (ЦИК) доведется заниматься призабытым делом – созданием будущих одномандатных избирательных округов.


news.dt.ua
ЦИК еще ничего не нарушила, но уже виновата?

 Десять лет, с 2002 года,  в Украине не было мажоритарных выборов народных депутатов, к тому же из 15 нынешних членов ЦИК только один застал времена прошлой мажоритарки (это, кстати, Юрий Данилевский, который тогда в ЦИК был куратором Харьковщины). Так что задача у комиссии сейчас очень непростая, а интерес к процессу выделения земельных электоральных наделов уже сегодня совсем нешуточный. 

Общее число округов, разумеется, осталось неизменным – их будет 225, необходимых для избрания ровно половины парламента. Статья 18 нового закона определяет всего два критерия для формирования мажоритарных округов. Во-первых, их территориальная привязка: одномандатные округа образуются в пределах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Другими словами, один округ не может располагаться на территории двух областей. Во-вторых, в каждом округе должно быть приблизительно равное число избирателей. Их среднее количество в округе высчитывается с помощью Государственного реестра избирателей. Отклонения количества избирателей в округе не могут превышать 12 % от среднего количества избирателей в одномандатных округах по Украине (это приблизительно 160 тысяч).
Именно эти нормы в последнее время живо обсуждаются политологами, оппозиционными политиками и экспертами  Комитета избирателей. Их интерес вполне объясним – именно создание округов на сегодня есть единственный легитимный этап в процессе подготовки к выборам-2012.  ЦИК обязан не позднее, чем за 200 дней до даты выборов (напомним, что это 28 октября) определить количество округов в каждой административно-территориальной единице, и не позднее, чем за 180 дней – создать эти округа.  
Вокруг этой процедуры и поднимается сейчас ажиотаж в СМИ, ведь количество заинтересованных лиц намного превышает число 225. Чаще всего пишут, что, мол, недостаточно выписанные критерии нарезки округов ЦИК использует в интересах кандидатов от власти. Во-первых, их границы будто бы проведут с выгодой для одних мажоритарщиков и неудобствами для оппозиции. Во-вторых, количество округов на Востоке попробуют увеличить за счет уменьшения их числа в западных областях.
Только претензии исключительно к партии власти относительно несовершенства закона совсем необоснованны. Окончательный вариант указанной статьи был проголосован именно в редакции Временной специальной комиссии Верховной Рады под руководством нардепа Руслана Князевича из фракции «Наша Украина - Народная Самооборона» (бывшего члена ЦИК, кстати). Фракции оппозиции одобрили закон довольно дружно: «БЮТ-Батьківщина»дала 62 голоса и  «нашеукраинцы»  – еще 36. 
А были и другие варианты. Например, в законопроекте группы депутатов из большинства – Александра Ефремова (председатель фракции Партии регионов), Игоря Шарова (председатель фракции Народной партии) и др., предлагался еще один критерий при формировании округов – непрерывность их границ. Специалисты Главного научно-экспертного управления Рады имели претензии к проекту Ефремова, но рекомендовали его принять с учетом замечаний. Этот проект депутаты отклонили.
 
 Источник: www.11pr.net 
Совсем непонятно, почему, скажем, депутат-«народник», проголосовавший 17 ноября за новый закон есть потенциальный фальсификатор, а поступивший аналогично «бютовец» – жертва произвола властей? Любое электоральное размежевание на местности – это всегда выбор тех или иных специалистов, в конце концов, никаких природных барьеров между соседними районами одного города или области нет. Любое решение ЦИК, принятое по определенным в законе критериям формирования округов, будет легитимным. И, разумеется, всегда найдутся оппоненты любому конкретному решению. По здравому смыслу, в Украине во всех административных областях за последние 10 лет количество избирателей уменьшилось. Возможно, в Киеве и некоторых городах их стало несколько больше. Достоверно это известно лишь Государственному реестру избирателей, на данные которого по закону и должен опираться  ЦИК.
Разумно, вероятно, ждать ее решения в конце апреля, а претензии заранее недовольных будущих мажоритарщиков им следует обратить на собственные политические силы, которые сначала голосуют, а затем думают.
Собственно, интенсивное обсуждение возможных манипуляций с мажоритарными округами тоже может быть избирательной технологией. Которая, возможно, призвана подменить давно забытую реальную работу с избирателями. Нормальный кандидат не сидит до последнего в засаде, ожидая выгодного электорального надела. Наверное, он уже давно знает, где и как живет его избиратель.
 
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 
 
 
 

В этот день